Рынок искусства растет и процветает. Только за последний год у нас возникло более десятка галерей. И выставляют они не только российских, но и зарубежных художников. Уследить за сменой декораций на арт-сцене очень сложно. Пройдясь по галереям и художественным ярмаркам, «ВД» выбрал десятку самых интересных произведений 2008 года, по которым можно судить о предпочтениях московских галеристов и коллекционеров.
Катя Филиппова «Смешать, но не взбалтывать»
Проект галереи Полины Лобачевской «Любимое кино»
Идеальный вариант современного поп-арта, яркого и блестящего. Именно Катя Филиппова, которую иногда записывают в лагерь модельеров, ввела в художественный обиход блестящие стразы в картинных рамах, парчу и бархат. В прошлом году несомненным хитом «Арт-Москвы» стала серия ее работ «Русский Голливуд», посвященная отечественным кинодивам. В этот раз, участвуя в проекте «Любимое кино», художница обратилась к образу зарубежной «фабрики грез» -- Джеймсу Бонду. «Икону» Бондианы, Шона Коннери, окружает все то, без чего не обходится ни один фильм про американского агента 007: соблазнительная блондинка, часы «Omega», а также водка с мартини, из которых готовится любимый напиток супергероя. Часы и бутылки — реальные.
Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева «Евангельский проект»
Галерея М&Ю Гельман
Образец политического живописания, замешанного на религиозной теме. Трехметровые живописные портреты бомжей, наркоманов, гопников, чеченцев и палестинцев, основой для которых послужили фотографии из новостных лент, иллюстрируют Священное Писание. Суть своего проекта Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева объясняют так: миллионы и миллионы людей читают бестселлер всех времен и народов — Библию. И почти те же самые люди ежедневно впитывают в себя бесконечный информационный поток, перетекающий через телевидение, газеты и журналы. Художники лишь сопоставили два информационных пласта – вечные истины Нового Завета и мгновенно сменяющие друг друга события современности. Искусство претендующее на роль общественного рупора.
Тони Мателли «Овощная голова»
Галерея «Риджина»
Импорт зарубежных скандалистов. Американец Мателли давно известен как художник «шоковой терапии». Его несчастная обезьянка (естественно, муляж), заколотая самыми разнообразными ножами, мечами и другими колюще-режущими предметами, а так же пара молодых людей с отрубленными конечностями уже успели «порадовать» московскую публику. Новое произведение «Овощная голова», на удивление, изящная скульптура, отсылает нас к традиции Джузеппе Арчимбольдо – художника позднего Возрождения, творившего портреты своих современников из овощей и фруктов. Хотя Тони Мателли создал свой автопортрет из бронзы, фактура овощей (подгнившая морковка вместо носа, заплесневевшие помидоры с кучкой беленьких червячков вместо ушей) передана очень точно. В отличие от прошлых работ, «Овощная голова» чувства омерзения не вызывает, а только улыбку.
Юрий Соломко проект «G8»
Галерея «ЦЕХ» (Киев)
Лучшие вещи от наших соседей. Художники из бывших стран СНГ выходят на московский арт-рынок. Юрий Соломко известен как любитель рисовать на географических картах. В такой манере киевский художник работает с конца 1980-х годов. В своем новом проекте он верен себе. Правда географические карты континентов заменили схемы метрополитенов столиц стран Большой восьмерки. Размышляя о глобализации, Соломко демонстрирует утопичный образ нашего с вами завтра: «Я не думаю, что глобализация завершится ликвидацией культурных границ и различий. Мы останемся собой, но будем жить в общем пространстве без экономико-политических границ. Дети на моих картинах смеются и улыбаются. В этом есть надежда на свет в конце тоннеля; искренний и дефицитный для современности оптимизм».
Марина Алексеева и Борис Казаков «Виды на жительство»
Галерея Марины Гисич (Санкт-Петербург)
Инсталляция переживает новый взлет. Но уже не в больших пространствах залов, а в камерных формах макетов. В небольших ящичках Маня Алексеева собирает образцовые интерьеры общественных зданий и частных жилищ: серии храмов, музеев, квартир с евроремонтов, дач, дискотек. Тем временем ее муж, Борис Казаков создает свои мультики, снятые без камеры — рисунком прямо на пленке. Объединив усилия, навыки и умения, художники придумали проект «Виды на жительство», где в каждом интерьерном лайтбоксе демонстрируется ироничное и местами безумное видео. Так, в «Комнате модницы» на экране проходит фэшн-показ белок, а в «Комнате больного» - глючный трэш со скальпилями, шприцами, пингвинами и страшными санитарами.
Леонид Тишков «Возвращение домой»
Крокин-галерея
Концептуальный объект — вещь тонкая и на большого любителя. К обласканному всеми премиями концептуалисту Леониду Тишкову вряд ли применишь термин «наивное искусство». Но именно таково его последние творение из «домашних брильянтов» – пуговиц из маминой шкатулки. Переживая смерть матери, Леонид Тишков увековечил память о ней в образе Богородицы. Лик из перламутровых пуговиц напоминает золоченую роскошь византийской мозаики. Тут же на видео показан процесс создания работы, в фильме мы видим опустевшую квартиру в родном городе на Урале и осиротевшие вещи: клеенчатая скатерть, старенькие очки, банка с вареньем на подоконнике, скромный гардероб учительницы. Сын, так же, как раньше делала его мама, разрезает на ленточки, «разрывает на махорики» ее одежду, скручивает в клубочки и наматывает их на память, а потом создает из них пронзительные художественные образы.
Филипп Донцов «Свидетельство о рождении»
АЙДАН галерея
Надежда нового поколения — восходящая звезда интерактивного искусства. Филиппа Донцова и его новый проект взяла под свое крыло авторитетная галерея. В одном из своих видео, например, он решил показать, как могло бы происходить рождение ребенка мужчиной. Кроме видеофантазий Донцов сделали целый скульптурный ансамбль «Память формы» - объемные куски акрилового стекла подобны покрытым белыми полотнами телам, светящимся изнутри. Для создания этих скульптур модель покрывали жидким акриловым стеклом и в специальной печке держали под высокой температурой, пока стекло не застывало, благо никто не пострадал, а мы можем любоваться формами, которые хранит и помнит хрупкое стеклянное покрывало.
Танатос Банионис «Пьета»
Галерея «Триумф»
Одна из самых богатых галерей столицы — и по части идей, и по части «раскрутки» художников - вновь соединила вечность (религию) и современность. Группа из шести известных художников, работающих в разных направлениях (их имена галеристы держат в секрете), объединились под псевдонимом Танатос Банионис. Вместе они создали свою вариацию «Пьеты» (Оплакивания): основой служит диорама с образами Второй мировой войне, где на фоне видеопейзажей классические иконографические мизансцены разыгрывают серебряные фигурки солдатиков.
Сергей Волков «Солнце»
VP-Галерея
Альтернатива гламуру и власти денег. Сергей Волков – культовый персонаж московской арт-сцены 80-х и 90-х годов. В 1988-ом году его работы участвовали в легендарном аукционе «Сотбис», а в 1990-ом он выставлялся в экспозиции Русского павильона на Венецианской биеннале. В своем творчестве он пропагандирует бренность всего, в том числе и искусства. Его проекты всегда связаны с разрушающимся материалом: он создавал конструкции из пыли, а теперь рисует на школьных досках обычными мелками. «Почему я рисую мелом? Во-первых – один из самых древнейших природных материалов, который использовали художники. Во-вторых, когда рисуешь мелом, он стирается – это метафора стирания времени и образов» -- так художник объясняет оригинальный выбор техники.
Константин Звездочетов «Язвы»
XL-Галерея
Жанр комикса, соединенный с живописанием. Константин Звездочетов – самый веселый классик московского актуального искусства. Неутомимый, изобретательный и ироничный, он чутко реагирует на клише массовой культуры, создавая свои юмористичные работы в стилистике лубка, комикса и карикатуры. В этот раз, Звездочетов пародирует гламурные журналы, напичканные фотографиями звездных див, и представляет в виде блистательных и пышногрудых дев 6 пороков, «лихорадок-трясовиц» современности: безработицу, инфляцию, бездуховность, коррупцию, ксенофобию и преступность.