Немало открытий ожидают посетителей выставки «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926-1936». Экспозиция показывает, что происходило на отечественном Парнасе чуть позже революционного авангарда и чуть раньше сталинского реализма

До недавних пор советское искусство не вызывало особого энтузиазма у широкой публики. Оно и понятно, наелись досыта в свое время портретами Ильича и колхозными пасторалями. Однако пришло время, когда стоит покопаться в «красном сундуке». Оказывается, там припрятано немало сенсационного.

Сложно даже вообразить, в какие дебри музейных запасников пришлось залезть Екатерине Деготь, куратору выставки, в поисках всех этих сокровищ. Ведь многие из подобранных ею экспонатов неизвестны даже специалистам. А та часть картин и коллажей, которые были предоставлены музейно-выставочным центром РОСИЗО, так и вовсе не демонстрировались в нашей стране с довоенных времен. И этому есть объяснение.

На фоне вымуштрованных сталинских живописцев, слишком уж неблагонадежными выглядят модернисты молодой Страны Советов. Ну, взять хотя бы товарища Машкова. Вроде бы и крестьянин по происхождению, и реалист по манере, однако при всем при этом на натюрморте «Привет XVII съезду ВКП(б)» рядом с бюстами вдохновителей революции изображает спелые сливы, подозрительно напоминающие пасхальные яйца. Его коллега Юрий Пименов, тоже на первый взгляд человек приличный, а приглядишься – настоящая контра: уж слишком веселы на его картинах буржуи и слишком притягателен мир нэпманского luxury. О разных Малевичах и Родченаках, которые пытались своими ультралевыми речами народ смущать, и вовсе говорить не стоит. Это ведь троцкизм чистой воды, а отсюда рукой подать до Сибири и Колымы.
Между тем, во времена, когда еще было неясно, кому достанется знамя Революции, художники с большой охотой брались за спорные сюжеты, подчас выражая свои идеи в необычных и даже радикальных формах.

Один из центральных экспонатов выставки – реконструкция фотоколлажа «Пресса» Эль Лисицкого и Сергея Сенькина, созданного в 1929 году для Международной выставки печати в Кельне. Пока Лисицкий покорял Европу сенсационным пролетарским стилем, его коллеги и товарищи трудились над ребрендингом советского искусства. На художественном Олимпе загорались новые звезды: Бродский, Пластов, Дейнека. Ранние работы признанных мастеров сталинского реализма так же можно будет увидеть в экспозиции.

Но настоящим сюрпризом для ценителей всего нового станут полотна Бориса Голополосова, Бориса Цветкова и других еще недостаточно известных художников. Многие картины достигают воистину гигантских размеров, может быть, еще и поэтому их редко достают из музейных запасников.

Помимо живописи, графики, фотоколлажа и скульптуры, выставка знакомит с классикой советского кино: работами Эйзенштейна и Дзиги Вертова. Последний интересен не только своей революционной манерой «быстрого монтажа», но еще и тем, что в качестве актеров у него снимались Ленин и Крупская.

Будет у выставки и постскриптум – несколько специальных проектов известных современных художников: Сергея Браткова, Ольги Чернышевой и Сергея Шеховцова.