Московская арт-сцена активно осваивает социалистическое прошлое. И доказательством тому служат три крупных проекта, посвященных искусству Страны Советов, стартовавшие в крупнейших залах столицы

Начать знакомство с искусством ХХ века лучше всего, отправившись в Пушкинский музей на выставку «Футуризм. Радикальная революция». Здесь вы узнаете, откуда взялись в России пророки машинно-урбанистической эпохи. Забегая вперед, скажем, что стремлением во что бы то ни стало опередить время, наших художников в 1909 году заразили итальянцы.

На выставке представлены работы Филиппо Маринетти - родоначальника направления, а так же его не менее знаменитых последователей. Но большая часть экспозиции отдана нашим «будетлянам», именно так сперва звали футуристов. Здесь вы увидите роскошную подборку картин кисти Ларионова, Гончаровой, Экстер, Маяковского. Кроме того, на суд широкой публики впервые будут выставлены эскизы декораций и костюмы, созданные Малевичем к опере «Победа над солнцем». Экспозиция представляет большой интерес еще и потому, что из футуризма, как из детских штанишек выросли многие блистательные русские авангардисты.

Эстафетную палочку из рук модернистов подхватывают герои проекта «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным», который открылся в Новом Манеже. Организаторы выставки заинтересовались художественным процессом самого неоднозначного периода нашей новейшей истории. В конце 20-х годов еще было неясно, кому достанется знамя революции. А потому искусство тех лет служило сразу нескольким «вождям». «Идеологически чуждые» - такое клеймо впоследствии поставят на многих художниках из этой плеяды. И действительно, на фоне верных сталинских любимцев уж слишком неблагонадежными выглядят все эти Лучишкины, Голополосовы, да Никритины, которые вместо того, чтобы изображать колхозные пасторали, гнули свою линию. Впрочем, здесь нашлось место, как конформистам, так и диссидентам: «Выезд жены народного комиссара» тут соседствует с фантазиями на тему сладкой жизни.

Галерея «Diehl+Gallery One» предлагает совершить тайм-скачок во времена горбачевской оттепели. Проект «Гласность / Перестройка» перенесет вас в поздние 80-е. В эти годы уже перестали сажать за экстравагантную манеру самовыражения и художники потянулись к зрителю. Их искренность, «дикость» и ярость покорили не только когорту советских продвинутых интеллектуалов, но и западную публику. В эти годы творили и ветераны-нонконформисты, и их молодые ученики. Тьма тьмущая течений, направлений и школ. Эту атмосферу истинного плюрализма, дух долгожданной свободы и пытаются создать в выставочном пространстве устроители выставки. Здесь можно увидеть как признанных классиков переходной эпохи, вроде Ивана Чуйкова, Эдуарда Гороховского, так и известных лишь в узких кругах Игоря Чацкина, Сергея Шутова и многих других.