Музей декоративно-прикладного искусства совершил в кардинальный ребрендинг. Теперь он претендует на статус одного из самых актуальных мест столицы и пытается соперничать с лондонским музеем Виктории и Альберта.

До недавнего времени музей, расположенный в усадьбе графа Остермана, был представлен довольно-таки мрачной экспозицией под стать прежним хозяевам этого особняка — до 1981 года здесь находился Совмин РСФСР. Новая вполне может поспорить с лучшими коллекциями мировых музеев — здесь представлены редчайшие экспонаты с петровских времен до ХХ века, создавшие славу России на художественно-промышленных выставках, предметы из личных коллекций российских императоров, уникальные произведения советского декоративного искусства. «ВД» советует, на какие дизайнерские шедевры прошлого стоит обратить особое внимание.

1. Камин «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем» Михаила Врубеля, начало ХХ века .

Результат эксперимента гения русского модерна. В начале ХХ века, когда усадьба купца-мецената Саввы Мамонтова «Абрамцево» стала центром притяжения столичной арт-элиты и местом зарождения новых идей, художники, собиравшиеся там, намеревались изменить сам подход к декоративному искусству. По их мнению один мастер должен был и проектировать здание, и покрывать его стены росписями, и создавать интерьер — как это происходило во времена Ренессанса. Подобное удалось лишь легендарному живописцу и графику Михаилу Врубелю.Вместе с опытным керамистом Ваулиным он начал создавать ни на что непохожие майолики. Так, за представленный в экспозиции камин Врубель получил Гран-при на престижнейшей Международной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже.

2. Гутное стекло XVIII века.

Причудливые сосуды в виде зверей и птиц больше похожи на дизайнерские ухищрения звезд современного арта, чем на первые опыты отечественного стеклоделия. Гутное стекло выдували с помощью специальной трубки. Эти простые, но обаятельные изделия из дешевого неочищенного стекла, так называемой зеленой «материи», пользовались огромной популярностью и среди высших слоев общества, и у низших сословий. А без «бутылок-медведей» и «бутылей-баранов» не обходилась ни одна приличная свадьба.

3. Агитационный фарфор 1920-1930 гг.

«Борьба родит героев!», «Общественное питание под огонь рабочей самокритики», «Кто не работает, тот не ест!», «Тщательно пережёвывая пищу ты помогаешь обществу» - предполагалось, что из тарелок с такими лозунгами положено есть советскому пролетариату. Новое время рождало нове предметы быта, но при этом использовало «наследие» старого режима. Дело в том, что с царских времен на бывшем Императорском фарфоровом заводе скопилось большое количество белых заготовок. Чтобы добро не пропадало зря, было решено украсить их в советском духе. Для выполнения поставленной задачи пригласили крупных художников-графиков, они-то и расписывали вручную царские тарелки, изображая на них вождя мирового пролетариата и серп с молотом, используя при этом достижения супрематизма и кубизма.

 Фарфор революции выпускался весьма незначительными тиражами (не более 300 экземпляров) и мгновенно раскупался коллекционерами, так и не доходя до целевой аудитории. По вкусу пришлась агитационная посуда в артистических кругах: ее собирали Мария Миронова с Александром Менакером и супружеская чета Утесовых. Именно их частные собрания составили основу музейной коллекции.

4. Текстильная коллекция Натальи Шабельской, конец XIX века.

Коллекция Натальи Леонидовны Шабельской была хорошо известна еще в дореволюционной России. Будучи женой крупного украинского помещика, она одна из первых обратила внимание на предметы русского текстиля – вышивки, кружева, ткани, народные костюмы и головные уборы различных областей. В конце XIX века, когда складывалось собрание, лучшие образцы крестьянского быта уже вывозились агентами-скупщиками за границу. К 1904 году коллекция Шабельской насчитывала более 20 000 предметов и активно экспонировалось на выставках по всему миру.

5. Скульптура «Ветер» Веры Мухиной, 1957 год.

 Скульптор сталинской эпохи Вера Игнатьевна Мухина была признана выдающимся мастером ХХ века после того, как её монумент «Рабочий и колхозница» был выставлен на Всемирной выставке в Париже. По-настоящему же обессмертила памятник рабоче-крестьянской молодежи киностудия «Мосфильм», сделав его своей эмблемой. Но Вера Игнатьевна не только участвовала в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, но и поднимала отечественное художественное стеклоделие. Лучший образец - «Ветер»: голова колхозницы, отлитая в стекле, не в пример революционеркам, имеет трогательно-лирический характер.

6. Папиросные коробки 1920-1930-х годов.

 Любителям советского стиля, наверняка, придется по душе это уникальное собрание. Дизайн в лучших традициях русского авангарда. В своё время Сталин утвердил рисунок на пачке папирос «Казбек», изображавший всадника на фоне гор и голубого неба. Впечатляют и находки упаковок папирос «Волга-Москва», «Диплом», «Рекорд», «Роскошь» и «Алжир». Искусствовед Василий Воронов первым заметил ценность этих изделий, собрал обширную коллекцию и подарил ее музею.


7. Скульптура «Тульская крестьянка» Николая Андреева, 1910-е годы.

 Автор знаменитого памятника Гоголю в Москве, Николай Андреевич Андреев в начале своего творческого пути увлекался народным искусством, создавая яркие изображения мордовских девушек и тульских крестьянок. Работа этого периода, находящаяся в экспозиции, по истине уникальна, недавно она была подарена музею наследниками, а до этого мало кто знал о ее существовании. Это произведение поражает не только своими размерами (особенно для майолики), но и необычайной красотой цветных потечных глазурей.

8.Фонарь 1780-1790-х годов.

Этот фонарь создавался специально для роскошных интерьеров екатерининских дворцов. Благородная простота его форм и декоративное оформление - наследие классицизма. Балы, фейерверки, маскарады -- блистательное великолепие того времени как будто отражается в его стеклянных поверхностях и в сиянии золоченой бронзы.

9. Лаковая миниатюра вторая половина XIX в.

Лаковое ремесло стало известно в России в XVIII веке, при царе Алексее Михайловиче, тогда через Иркутск изделия доставлялись из азиатских земель. Постепенно у нас стали появляться иностранные мастера, а позже и целые лаковые производства в Жостове, Федоскине, Палехе. В новой экспозиции искусству лаковой миниатюры посвящен целый зал, где собраны лучшие образцы разных эпох.

10. Мебель в русском стиле. Начало XX в.

 Желание создать нечто глубоко исконное и оригинальное в эпоху модерна породило «русский стиль». Источником вдохновения для дизайнеров служило народное творчество. К созданию табуреток и буфетов в национальном духе приложили руку лучшие художники того времени: Поленов, братья Васнецовы, Малютин, Зиновьев. В музее — их раритетные шедевры.