Помните, как в одном советском кино ученый Никитина поменялась местами с артисткой Шатровой? В итоге обе нашли свое женское счастье, а стереотип, будто бы мир науки скучный и пресный, оказался развенчан. Ту же самую цель преследует еще одна женщина - Дарья Пархоменко, идейный вдохновитель проекта LABORATORIA, который перекинет мостик между наукой и искусством.
Сказать честно, сайенс-арт не новинка для московской арт-сцены. Однако художникам этого направления всегда приходилось ютиться по углам более легкомысленных галерей. Теперь же все 150 квадратов нового выставочного пространства будут безраздельно отданы под эксперименты ученых и художников.
Организаторы проекта не преследуют цель поскорее получить прибыль от новой затеи: все, что здесь происходит, основано на голом энтузиазме. Об этом говорит хотя бы тот факт, что помещение досталось галеристам даром: его по доброте душевной выделил Физико-химический институт имени Карпова. Но в щедрости ученых, если задуматься, кой-какой расчет имеется. На Западе уже давно распространена практика, когда в группу научных исследователей приглашают художников. Творческие дилетанты иногда выдают такие потрясающие идеи, которые впоследствии могут превратиться в золото.
«Опыт 1» - так называется дебютная выставка галереи, которая стартовала в рамках Международной биеннале молодого искусства. Эта экспозиция появилась не с бухты-барахты. Примерно год назад LABORATORIA, тогда еще чисто виртуальная, организовала серию художественно-научных мастерских с участием профессоров и академиков. Плоды этой работы теперь выставлены на всеобщее обозрение.
Всесильные нанотехнологии ходят нынче в фаворитах у начинающих сайенс-артистов. Идея в том, что мельчайшая частица вещества уже не является самим веществом и приобретает новые свойства, находит остроумную интерпретацию в произведении дуэта «Мишмаш и Петр Григорьев». Тем временем художник Диана Мачулина рассуждает о том, нужна ли человеку вечная жизнь, которую после капитального наноремонта обретет человеческое тело. Она демонстрирует, как стираются зубья стальной пилы о череп, покрытый наитончайшим слоем металла.
Хаим Сокол создает человеческие портреты, используя метод качественного гиперреализма. Разноцветные круги на стекле - это совокупность данных, полученных в результате биохимических реакций. Более объективный портрет вряд ли может существовать! Его коллега Роман Сакин, напротив, объективизму предпочитает абстракцию, предлагая зрителю поразмыслить над проблемой взаимодействия людей и идей и «крутануть» ручку своей механической скульптуры.
Конечно, всем этим штукам и штуковинам еще очень далеко до высокотехнологичных работ западных светил сайенс-арта. Они забавны, не более того. Тем не менее для первого опыта и этого уже более чем достаточно. А там, кто знает, может быть, LABORATORIA станет поставщиком свежих идей для отечественной науки?!