Один из самых громких проектов Биеннале молодого искусства - выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах» - демонстрирует любопытную тенденцию: как и политики, арт-звезды сами готовят себе смену.

Похоже, в скором будущем преемниками станут обзаводиться не только кремлевские господа, но и сантехники с торговцами шаурмой. Вот и художники, чуткие к трендам, выводят в свет наследников своих «великих дел». Этот своеобразный «бал дебютанток» нарекли очень претенциозно, позаимствовав цитату из Гете. «Яблоки падают одновременно в разных садах» - проект, который являет собой социально-биологический парадокс и демонстрирует публике, что даже бесплодная коряга способна метать яблоки.

В список мэтров на выставке были зачислены Авдей Тер-Оганьян, Виктор Алимпиев, Алексей Каллима и еще около дюжины лиц, примелькавшихся в арт-тусовке. Алимпиев, сам еще вчера ходивший в новичках, знакомит нас с работами Петра Кирюши, которого он отобрал из сотен претендентов на участие в биеннале. Тем временем скандалист Тер-Оганьян решил заняться сексуальным воспитанием своих подопечных, в результате чего появился аттракцион «Новое эротическое искусство». Главная достопримечательность этого пип-шоу – картонная вагина, совмещенная с пылесосом, - вызывает лишь недоумение и брезгливость, поскольку обросла слоем грязи, которую нагнетает в свои внутренности мощный электроприбор.

В соседнем закутке можно увидеть макет эмгэушной высотки из плесневелого хлеба. Замысел ее творца (арт-проект «МишМаш») весьма интересен — показать мегаломанию и меланхолию. Однако из-за сырости и духоты шедевр стал распространять специфический запах, из-за которого не хочется надолго задерживаться у расположившейся рядом видеоинсталляции Марии Чуйковой.
Молодые художники, чьи работы представлены на «Яблоках», в массе своей продолжают традиции и стилевые выверты своих покровителей.

На их фоне совершенно неожиданно смотрится пара Сергей Братков – Ольга Барковская. Вот уж никто не думал, что известный фотограф возьмет в союзники выпускницу Гнесинки, для которой фотография - дело десятое, а на первом плане - бинауральная музыка, сотканная из бытовых шумов. Ее музыкальный звездолет с баяном и ящиком молока на борту делит приз зрительских симпатий с инсталляцией Александра Меламида, которая состоит из 16 раритетных радиоприемников. Голосом художника они рассказывают о многочисленных экспонатах выставки.

Глядя на все эти «шедевры», публика реагирует неоднозначно. Восторгов и ругательств приблизительно 50:50. И тем не менее здесь стоит побывать, независимо от ваших эстетических и идейных предпочтений, ибо выставка позволяет составить наиболее полное представление о том, как зажигаются звезды на современной арт-сцене.