Имена и творения молодых художников, которые стоит запомнить сегодня, чтобы не пропустить рождение  арт-звезд.

В городе заканчивается Биеннале молодого искусства, смотр начинающих талантов. Никто толком не исследовал, где находится граница молодости и может ли человек после 30-ти сделать художественную карьеру. Однако галереи и музеи с усердием разыскивают «молодых, да ранних» - вчерашних выпускников академий. Вслед за ними «ВД» прошелся по главным выставкам и выделил десятку самых примечательных экспонатов и их создателей.

1.Хаим Сокол. «Котлован». Выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах». Арт-центр «Винзавод». До 31 июля.

Устраивая главную выставку смотра, кураторы держали в уме русскую пословицу про родство дерева и его плода, которые друг от друга «недалеко падают». Хотя в названии воспользовались фразой из Гете. Так или иначе, молодых дарований решено искать рядом с более именитыми коллегами. Роль «плодоносных яблонь» досталась 11 признанным мастерам современного искусства. Каждый из них должен был представить наиболее интересных начинающих авторов. Московские концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина выбрали проект Хаима Сокола, созданный по мотивам великого романа Платонова «Котлован». В ржавых цинковых ведрах и корытцах, как в огромной яме, среди кусков хозяйственного мыла копошатся маленькие человечки. Эта платоновская метафора о «жалости старой жизни» и размышление о желании построить самое лучшее «завтра». Иные критики тут же припомнили знаменитые фигурки английских братьев Чепмэнов (в их инсталляциях тоже копошатся крохотные солдатики). Но кто сказал, что мы не должны заимствовать на Западе лучшее?
Жанр: инсталляция с ведрами.
Потенциал: 60 %.

2. МишМаш. «Руины как антибиотик». Выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах». Арт-центр «Винзавод». До 31 июля.


Миша Лейкин и Маша Сумнина работают вместе с 1999 года и уже успели заявить о себе на многих международных и отечественных выставках. Но на нынешней биеннале они создали реальный хит – на глазах зрителей подвергли процессу саморазрушению сталинскую высотки. Для этого художники призвали в соавторы… плесень. Образец сталинского ампира - модель, сложенная ими из хлеба и водорослей агар-агар, - под действием плесени принимает новые причудливые формы. Здесь явная перекличка с архитектором Альбертом Шпеером, который считал, что здания должны проектироваться с расчетом на такой вид, какой они приобретут в разрушенном состоянии. В нашем случае символ советского величия, разрушаясь, вырабатывает еще и полезное вещество - пенициллин, спасительный.
Жанр: долгоиграющий объект-аттракцион.
Потенциал: 70 %.



3. Таисия Короткова. «Технология». Московский музей современного искусства. До 3 августа.

Уже ни для кого не новость, что нынче муза посещает художника (либо художницу) не только на солнечном пленере, но и перед монитором компьютера, во время кропотливого изучения современных технологий. Таисия Короткова, например, нашла свой источник вдохновения, погружаясь во все тонкости производства космических ракет и спутников. В серии «Технология», она соединила старую форму и новое содержание. С помощью сложнейшей, старинной техники живописи, которую еще использовали иконописцы – желтковая темпера на левкасе, - она запечатлела людей, создающих фантастические аппараты. Кто-то скажет – типичный модернизм (новое выражено старыми методами), но пока еще никто так смело не вторгался в космическую лабораторию с иконописью. Говорят, правда, некоторые иконы в космос летали.
Жанр: прогрессивная иконопись.
Потенциал: 60%

4. Бен Чарльз Эдвардс «Мой друг из космоса одевается лучше меня, что я могу привнести в эти отношения?»

Выставка «Сувениры Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.». Галерея «Зураб». До 3 августа.
О том, что экстравагантный художник Андрей Бартенев на пару с Жанной Агузаровой благополучно выходит на контакт с внеземными цивилизациями, все и так знали. Теперь, в рамках Биеннале, Бартенев призывает к совместному выходу других художников. Космическая тематика, очень популярная среди молодых творцов, особенно взволновала английского фотографа Бена Чарльза Эдвардса. Бен, как свойственно рассудительным англичанам, не стал всерьез проникаться идей освоения космоса и мечтой познакомится с другими формами жизни. Он придумал один из межпланетных показов мод. А сам оказался там в качестве репортера. Название его снимка каждый понимает в меру своего межгалактического интеллекта.
Жанр: футуристическое фрик-фото
Потенциал: 40%


5. Иван Плющев. «Колодцы», Третьяковская галерея на Крымском валу. До 27 июля.
Центральным экспонатом во внутреннем дворике Третьяковки на время Биеннале стала инсталляция питерца Ивана Плющева (известного под кличкой Плющ). К бетонному колодцу цепями прикованы настоящие деревянные лодки. Так наш многоумный автор охарактеризовал состояние российской арт-системы, в которую молодой художник из провинции не имеет никакой возможности вписаться. Образ колодца со своей замкнутостью, глубиной и отсутствием света - это коррупция в современном искусстве, а лодки, прикованные к злосчастному источнику влаги - молодые творцы, не видящие выхода из сложившейся ситуации. Чтобы обратить внимание на пропадающих без воды коллег, художнику пришлось привезти из провинции в столицу более чем громоздкую инсталляцию.
Жанр: инсталляция с размахом и прицелом.
Потенциал: 80 %.

6. Группа «Конструктор». «Собери идеального президента». Выставка «PRO ЭТО». Центр современного искусства. До 31 июля.

Хочешь, чтобы тебя быстро заметили? Создай нечто вроде политической провокации. Все они были собраны в ГЦСИ, где мелькали денежные купюры, государственные флаги и портреты властных деятелей. Больше всех внимание публики привлек остроумный проект группы «Конструктор». Каждому желающему предлагается составить свой портрет президента из фрагментов лиц самых выдающихся персонажей человечества. Так, по мнению художников, политический лидер окончательно признается как еще одну фигура шоу-бизнеса. Специально для этих целей членами арт-объединения были заранее подготовлены подручные материалы – глаза, носы и губы известных персон от Микки Мауса и робота Бендера из «Футурамы» до современных политиков и голливудских кинозвезд.
Жанр: околополитический коллаж
Потенциал: 30%

7. Александр Гронский. Background. Галерее «Photographer.ru» (центр «Винзавод». До 11 августа.

 Александр Гронский решил скнцентрироваться на том, что обычно служит фоном для жизни на городской окраине. «Ну что это такое! - скажут обитатели спальных районов.- Приходишь в галерею, а там все то же, что у тебя в окне – дали Бутова, виды Люберец и прочие невозвышенные вещи». Однако тем-то и уникален талант Гронского, что останавливает взгляд на самых, казалось бы, банальных и типичных сюжетах и заставляет по-новому взглянуть на всю эту рутину – словно бы смотришь на японскую гравюру, где пятиэтажка превращается в снежную гору. Это умение не раз пригождалось ему в работе репортера-газетчика и привело его ко вполне заслуженным лаврам – трем призовым местам в конкурсе «Пресс-фото России».
Жанр: намеренно скучная фотография
Потенциал: 70 %


8. Диана Мачулина. «Вечная жизнь». Выставка «Laboratoria. Опыт I». Галерея «LABORATORIA» До 31 августа.

Новая галерея решила активизировать диалог художников и ученых. Раньше всех откликнулись молодые артисты, которым такие термины как «нано-технологии» и «геном» всегда ласкали слух. На этой коллективной выставке Диана Мачулина задумалась над нешуточной проблемой: хорошо ли это, если наука откроет секрет бессмертия. Не станет ли это психической катастрофой? Методика покрытия костей защитной алмазной пленкой (как один из способов сделать тело неуязвимым) препарируется Дианой в критической инсталляции: металл пилы стачивается о поверхность человеческого черепа.
Жанр: станок из арсенала школьных страшилок
Потенциал: 30 %

9. Доменико Боррелли «Исповедальня». Выставка «За границами тела». Центр «ПRОЕКТ_FАБRИКА», зал «Оливье». До 31 июля

В отличие от начинающих русских художников, заворожено следящих за новинками науки и техники, итальянцев, если судить по биеннале, больше волнуют вечные терзания. В их работах ощущается искреннее желание понять, где кончается территория человеческого «я» и начинается весь остальной мир. Попыткой расставить границы между внутренним миром и внешним является композиция Доменико Боррели. Идея всей скульптурной инсталляции в следующем: мысли, превращаясь в слова, проходят через определенный фильтр, но так и не доходят до нужного места. Злосчастный фильтр Доменико представил в образе белых кирпичных стен исповедальни, без которых исповедаться было бы невозможно.
Жанр: скульптура с философским посылом
Потенциал: 20%

10. Яков Каждан «Forever Young». Выставка «Сверхновая вещественность: разгерметизация». Культурный центр «АРТСтрелка-project». Работа существовала один день.

Попытка борьбы с продажным арт-рынком и реконструкция почти было умершего жанра «public art. Молодое искусство, по мнению реально ощущающих себя таковыми, не должно быть сковано рамками продажности и истеблишмента. Так, Яков Каждан, желая и впредь не терять мальчишеский запал и хулиганское настроение, вылепил из огромного куска маргарина свой девиз – «Forever Young». Специально для голодных посетителей был оставлен нож, чтобы никто не стеснялся и отрезал от маргариновой скульптуры столько, сколько считает нужным.
Жанр: концептуальный перевод продукта
Потенциал: 70 %.