В ГМИИ им. А.С. Пушкина из берлинского музея «Брюке» доставлено более 130 экспонатов к выставке«Художники группы «Мост» – немецкие экспрессионисты». Шедевры обязательны к просмотру.

В самом начале прошлого века мир сходил с ума по причудливым формам ар-нуво. Томные дамы с прическами-гнездами, лилии, ирисы и кувшинки, спутавшиеся, будто спагетти, заполонили все вокруг: от баночек с помадой для волос до стен почтовых отделений. На вернисажах происходило примерно то же самое: сплошной символизм и пустое эстетство. Глядя на всю эту бутафорскую бессмыслицу, четыре немецких студента решили, что настало время художественной революции. Их звали Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф, они объединились в группу «Мост» и, как теперь показывает история искусства, стали «повивальными бабками» экспрессионизма.

Главные тезисы группы были вырезаны на дубовой доске, которая стала странствовать по пивным, меблированным комнатам и мастерским. Каждый, в чьи руки она попадала мог прочитать: «…хотим развязать себе руки и обрести свободу вопреки все еще процветающим старым силам. Мы примем каждого, кто непосредственно и без фальши станет выражать то, что побуждает его к творчеству». Вскоре ряды «мостовцев» пополнились, к ним примкнули Макс Пехштейн, Куно Амит и Эмиль Нольде. Они стремились выразить свои ощущения, используя экспрессивные средства в отношении формы, цвета и содержания. Художники интересовались всем на свете, черпая вдохновение в картинах Дюрера, этрусских вазах, африканском искусстве.


За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Все они были отмечены широким вниманием публики, но отзывы в прессе были крайне негативными. Когда к власти пришли нацисты, критика в адрес «мостовцев» усилилась, а в 1937 году участники объединения имели «честь» быть представленными на выставке «Дегенеративное искусство». Это мероприятие было призвано показать немецкой публике неприемлемость нового искусства для Третьего рейха, а следовательно, его «антинемецкость». Однако время расставило все на свои места и сегодня экспрессионизм такой же известный немецкий «бренд» как и баварские сосиски. И вот теперь Пушкинкий музей и «Брюке» дарят возможность столичной публике ознакомиться с творчеством «мостовцев». Большинство работ впервые будут демонстрироваться в Москве, и посмотреть будет на что, ведь «Брюке» владеет самой крупной коллекцией картин, акварелей, рисунков, печатной графики ведущих немецких экспрессионистов.