Одни называют его богом, а другие - ремесленником, который гонится за длинным рублем.Московская ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых с новой силой разожгла давний спор между поклонниками и недоброжелателями самого известного на Западе российского художника.
Вначале он был просто Ильей Кабаковым, известным художником-концептуалистом, которого носили на руках еще до эмиграции (художник покинул страну в 1988 г. - «ВД»). В конце 90-х в его творчестве случился ребрендинг, и теперь это уже тандем – Илья и Эмилия: соавторы, муж и жена, дядя и племянница.
Сейчас глыбе современного искусства - 75, однако завершать карьеру художник не намерен. Грамоты и награды в доме Кабакова ставить уже некуда, но он продолжает принимать участие в конкурсах и доказывать молодым коллегам, что еще не сошел с дистанции.
ЭМИГРАНТСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО
«Весь вечер я блевал рыбой, заботливо приготовленной Эмилией Кабаковой» - этими словами начинается рассказ владельца Музея актуального искусства Игоря Маркина о своем визите в дом художника на Лонг-Айленде. Возможно, жена Ильи Иосифовича отравила богатого российского коллекционера невзначай, что называется, из лучших побуждений...
Меж тем, злые языки поговаривают, будто Эмилия собиралась предложить Маркину противоядие в обмен на спонсорскую помощь для очередного художественного проекта, вот только в ответном письме галеристу жена художника об этом и словом не обмолвилась, лишь выразив свое сожаление по поводу тошноты, и предположила: «Может, вам просто пить надо меньше?» Однако причины недомогания коллекционера, скорее всего, кроются не в гастрономических экзерсисах суруги Кабакова, а в том, что галерист увидел в их мастерской. Среди «аккуратно сделанных макетов монументов и инсталляций” он обнаружил крылья на лямочках (точь-в-точь, как у себя в коллекции) и несколько табуреток с ангелами (одну он уже приобрел несколько лет назад, наивно полагая, что это эксклюзив). Все эти открытия неприято удивили гостя, поскольку с каждым новым «лимитированным» тиражом предметы в его коллекции значительно теряют цену.
С другой стороны, кто из художников этим не грешил? Веласкес клонировал своих «Инфант», а Марк Шагал, пред тем как отойти в мир иной, каждый день рисовал по букетику. Как бы там оно ни было, Маркин, обиженный тем, что Кабаковы перенесли его из категории спонсора в категорию лоха, высказался достаточно резко: дескать, нынешний бизнес арт-тандема - учавствовать в конкурсах и реализовывать масштабные проекты. «Проекты в общем неплохие, но делаются они не ради создания шедевра, а ради того самого выигрыша”.
Теперь вряд ли кому-то под силу подмочить репутацию одного из самых востребованных художников современности, чье имя постоянно фигурирует в разного рода десятках, двадцатках, сотнях самых-самых из ныне живущих. Но в то же время, нельзя не констатировать факт, что андеграунд, искусство не для всех, какими всегда был продукт концептуального творчества, Кабаковы поставили на поток.
Кстати, в мастерской автору ассестируют помощники, так что господин Маркин вряд ли удивится, если через год-другой увидит кабаковскую табуретку в каком-нибудь “Ашане” с надписью в потаенном месте Made in China.
ВЕХИ КАБАКОВА
Кабакову удалось то, что не в слах были сделать все российские художники, Жанна Агузарова и группа “Рондо” вместе взятые, а именно - упаковать и продать русскую экзотику за рубежом. И хотя теперь Эмилия Кабакова не устает твердить о том, что их творчество вовсе не этнография и по большому счету не отсылает зрителя к действительности совка, все понимают, что известность художникам принесли именно “жалостливые баллады” о коммунальной кухне и неказистом быте страны Советов.
Инсталляция “Туалет”, показанная в рамках Кассельской документы, стала для западной публики настоящей сенсацией, прежде всего, по причине того, что указывала на ужасающие реалии советского быта. Все газеты тогда писали, мол, посмотрите какой ужас: советские люди живут в туалете.
Теперь же, по прошествии 15 лет, Эмилия рассказывает в интервью телеканалу “Культура”, что в вонючем туалете может быть очень комфортно и уютно. Да и инсталляция “Красный павильон”, за который Кабаков в 1993 году получил почетный приз Венецианской биеннале, как ни крути, все равно красный и все о том же... о советском.
В числе наград Ильи Кабакова приз Йозефа Бойса, звание «кавалера» французского Oрдена изящных искусств и литературы, звание Почетного доктора университета в Берне и многие другие – все это, безусловно, говорит о признании заслуг художника, который всю свою жизнь посвятил разработке одной темы и визуальному воплощению незамысловатых идей. К примеру, Даниил Хармс сумел все то же самое уместить в один том собрания сочинений, в то время как Кабакову для его атракционов требуются куда более масштабные пространства. Убедиться в этом столичная публика может, побывав на Московской ретроспективе супружеской четы Кабаковых.
ЗАНЯТЫЕ ПРОСТРАНСТВА
У ворот центра современной культуры «Гараж», в котором заправляет Дарья Жукова, представена одна из самых знаменитых работ художника – «Красный вагон». Эта бесколесная машина являет собой типичный пример кабаковской «тотальной инсталляции». Попадая внутрь, зритель ощущает себя в ином пространстве, в другой эпохе: по стенам развешаны картины с образами утопического советского будущего, а из спрятанных динамиков доносятся хиты первых пятилеток. К этому же жанру относится другой гаражный арт-объект - “Альтернативная история искусств”, своеобразный музей в музее. Экспозиция посвящена творческому пути никогда не существовавших художников Шарля Розенталя, однофамильца концептуалиста некоего «И. Кабакова» и нашего современника Игоря Спивака. И несмотря на то, что этот мистификаторский трюк не так уж и свеж, многие посетители действительно верят в то, что Розенталь со Спиваком существовали и непременно начинают его сравнивать с Кабаковым, дескать кто на кого повлиял...
Ну, и разве могла обойтись московская ретроспектива без сотворенного по всем правилам концептуального искусства сортира. Легендарный, уже успевший набить оскомину «Туалет» воздвигнут на «Винзаводе». Однако стоит предупредить ценителей прекрасного, что оправлять естественные надобности здесь не разрешается, да и вход платный в отличие от реальных советских общественных уборных.
В Пушкинском музее тем временем можно лицезреть новые «Ворота» - последнюю работу самого высокооплачиваемого отечественного мастера. Переговоры велись долго: директор музея Ирина Антонова не горела желанием видеть у себя в гостях кабаковские шедевры, считая, что редимейд мало имеет общего с искусством. Однако художники уломали строгого директора и теперь часть постоянной экспозиции спрятана в хранилище, а на ее месте ворота и двери самых мрачных оттенков. Так что теперь Илья и Эмилия в одной лодке с Рембрантом и Ван Гогом, а это говорит о многом...