Начинаем серию публикаций, в которых сотрудники редакции журнала «Ваш Досуг» будут делиться своими впечатлениями от посещения самых интересных мероприятий, проходящих в Москве. В этом материале читаем впечатления главного редактора журнала «Ваш Досуг» Сергея Соловьёва от посещения выставки Ильи Кабакова «Альтернативная история искусств».
С шумом и всяческим бомондом открылся новый культурный центр «Гараж» с выставкой Ильи Кабакова. На открытие я не пошел — оправлялся после Венецианской биеннале. Смотреть на помолвленных Дашу Жукова с Абрамовичем не хотелось. Хотя они, как утверждают, и были на вернисаже главными экспонатами. С коллегами, которые стройными рядами потянулись на улицу Образцова, я и в других местах встречусь. Благо, в погоне за кабаковскими инвесторами другие галереи (поскромней и поумней) напланировали фуршеты с вернисажами.
Короче, к Кабакову я отправился в воскресенье. Порадовали два момента — погода (как ни крути, золотая осень) и вид мельниковского гаража. Последний превратился в развеселый плакат Маяковского. Броско и бойко. Хотя конструктивистским шедевром архитектуры теперь и не пахнет. Поновили на лужковский манер. Студенты из общежития института транспорта, что напротив, разглядывают паркующихся. На входе — реально квадратные ребята, видно, что им тяжело себя нести. И уж тем более не легко со всей теплотой указывать проход. Все ждал, когда же начнут брать деньги (ходили такие слухи). Я бы понял, если бы билет стоил 600 рублей — элитность мероприятия была бы оправдана. Но не берут — только сумки очень тщательно проверяют.
Теперь о выставке. Называется она «Альтернативная история искусств». Это такая мистификация — музей трех художников ХХ века: Розенталя, Кабакова и Спивака. Все трое, если судить по картинам, пытались соединить реализм и абстракцию. Поэтому на вполне сталинских колхозницах и пионерах вдруг возникают круги и квадраты. К слову, некоторые всерьез думают, что такие художники существовали — пришлось разубеждать. То, что все картины написаны Кабаковым сомневаться не приходится — везде одна рука, поднаторевшая в свое время на оформлении детских книжек. Есть торчащие белые нитки — например, биография художника Спивака, 1970-го года рождения, если судить по аннотации, - сплошное белое пятно, о его жизни «почти ничего не известно». Я могу понять, если речь идет о каком-нибудь вологодском живописце конца XVIII столетия. Но о моем ровеснике — просто глупо, наши биографии везде зафиксированы и задокументированы. Хотя бы в военкомате.
Теперь главное. То, чего я никак не ожидал. Во-первых, невероятно скучно. Просто страшно скучно. Идти сквозь многочисленные залы, где воссоздается, якобы, музей с почти одинаковыми картинами поначалу интересно, но потом предсказуемо до зубной боли. Кабаков тут работает в формате Церетели — размножить один прием на всю Москву. Он такими картинами не только тысячный гараж, все музеи мог бы обвешать. На каждого вымышленного живописца вполне хватило бы двух залов. Кабакова явно подвел вкус, хотя вроде как чувством формы он наделен сполна. Во-вторых, дико претенциозно. Вроде как и ироничный проект, но такая напыщенность и многословие все убивают. Говорят, на «Винзаводе» все гораздо скромнее, а потому живее.
Наконец, кофе в кофейне в конце экспозиции стоит 390 рублей, чай (барабанная дробь) - 500. Хотя бы тут элитность отыграли.