Сегодня произведения искусства можно наблюдать везде: в музеях и галереях, на заводах и в гаражах, на шоколадных фабриках и в дворянских усадьбах. «ВД» решил, что этого мало — среди искусства нужно просто жить. И составил гид по лучшим отелям мира, в которых есть богатые коллекции.
The Opposite House, Пекин
В разгар Олимпиады-2008 в самом центре Пекина появилось необычное здание, похожее на гигантский кубик Рубика. Квадраты разных оттенков зеленого, кажется, так и ждут, чтобы их кто-нибудь повернул и выстроил правильную комбинацию. Это дизайнерский отель The Opposite House, спроектированный японским архитектором Кенго Кума (он прославился своими проектами для торговых домов Louis Vuitton – прим. «ВД»). Новый отель Кума специально задумал зеленым. Для китайца этот цвет – цвет нефрита. Священного камня, из которого здесь делают талисманы и даже используют во врачевании. По-китайски, к слову, отель так и называется - «Цвет Нефрита». Комнаты Кума оформил в стиле азиатского минимализма — с полами из натурального дерева и дубовыми ваннами в японском духе. Но гостей, которые, как ожидается, в ближайшее время появятся здесь в большом количестве, привлечет не столько дизайн. Первый этаж гостиницы — это стопроцентная галерея современного искусства, где планируется проводить выставки самых актуальных китайских и иностранных художников. Сейчас, в числе прочих, здесь выставлены работы знаменитых братьев Гао, которые прославились на весь мир своими экспериментами с человеческим телом. Не так давно их большую выставку привозили в Москву. Все экспонаты, которые сейчас показывают в отеле, так или иначе связаны с одеждой. Один из самых любопытных: традиционное женское китайское платье, выполненное из фарфора.
www.theoppositehouse.com
Gallery Hotel Art, Флоренция
По большому счету, это галерея современной фотографии, при которой располагаются комфортабельные номера. Здесь часто устраивают выставки — они проходят в лобби, библиотеке и баре, поэтому постояльцам не мешают. Попасть на них может любой желающий. К примеру, относительно недавно в отеле показывали фотографии Давида Лашапеля, Нан Голдин и знаменитого фотографа-пилота Алекса Маклина. Ознакомится с календарем экспозиций можно на сайте. Для тех же, кто привык наблюдать красоту повсюду, а не только в работах современных художников, «ВД» рекомендует номер под названием Penthouse Palazzo Vecchio — это пентхаус с двумя потрясающими террасами, с которых открывается панорамный вид на весь город.
www.galleryhotelart.com
Raphael, Рим
Роскошный отель рядом с Пьяцца Навона (где бьют жизнерадостные фонтаны в виде тритонов) всерьез приравнивают к главным достопримечательностям города. Он стоит в одном ряду с Собором Святого Петра, Пантеоном, Испанской лестницей. И это не просто рекламный ход. «Рафаэль» действительно тянет на национальное достояние, при том, что, по сравнению с многими римскими гостиницами, он считается «молодым». Отель был построен итальянским архитектором Спартаком Ваннони в 1963 году. Уже почти в наши дни третий этаж достраивал и оформлял гений современной архитектуры и дизайна — американский архитектор, лауреат Прицкеровской премии Ричард Мейер. Главный фокус с «Рафаэлем» состоит в том, что это здание выглядит даже старше и солидней окружающих его палаццо XVI-XVII веков. Весь фасад отеля увит плотным плющом — стен не видно вообще. Получается эдакий парковый грот в террасой на крыше (лучший вид на Вечный Город). Внутри — сплошь антиквариат, соперничающий с мейеровским хай-теком. Собственно музей начинается уже при входе. За спиной портье находится огромный шкаф из красного дерева, за стеклами которого видны тарелки, вазы, кубки и столовые фигуры. Авторы изделий — Пикассо, Де Кирико, Миро — главные художники ХХ века. Многие считают, например, что керамика Пикассо — вещь массовая и с его картинами не сравнится. Но, если посмотреть на «рафаэлевские» образцы (каждый из которых «весит» на миллион долларов), сомнения в их «музейности» отпадут. Чтобы почувствовать, каково это — жить бок о бок с искусством, стоит заказать один из классических номеров (есть еще хай-тековские сьюты, укомплектованные Мейером). В классических апартаментах оформление ренессансное. Главные экспонаты — деревянные панели мастеров XVI века. Так что любая доска, висящая над вашим ложем с балдахином, наверняка украшала когда-то дворцы Медичи или Строцци. Наконец, еще одна достопримечательность «Рафаэля» - его ресторан, где заправляет француз Жан-Франсуа Даридон. Столики расписаны на несколько месяцев вперед (правда, постояльцы идут без очереди). Если вас не прельщает высокая кухня, в ресторан зайти все равно стоит. Здесь полно картин XVIII столетия, а еду подают на тарелках, расписанных собственноручно художницей Франкой Даридон, женой шеф-повара.
www.raphael-hotel.com
Grand Hotel Europe, Санкт-Петербург
Гордость Петербурга «Гранд-отель Европа» - отель со сложной, но крайне занимательной судьбой. До 1917 года он считался самой шикарной гостиницей города, а после нее превратился в интернат для беспризорных детей. Впрочем, детям очень скоро нашли новый дом, а в здании начала работать образцово-показательная советская гостиница «Европейская». Иностранцев в те «суровые» годы в Питере было немного, а потому в ее стенах коротали ночи отечественные чиновники. Даже удивительно, как после всех этих испытаний и последовавших за ними реконструкций «Европе» удалось сохранить не только историческую лепнину на потолках, но и многочисленные предметы искусства. Не всякий музей может похвастаться такой коллекцией раритетных экспонатов. Так, даже просто прогулка по первому «историческому», этажу гостиницы может стать достойной альтернативой походу в галерею. Чуть ли не в ряд выстроились произведения искусства: подлинные скульптуры XIX века мраморный «Вакх-младенец», бронзовая «Сидящая девушка», бронзово-мраморный «Мореплаватель»; каминные часы второй половины XIX века из золоченной бронзы, изготовленные в мастерской Феликса Шопена; старинные фарфоровые вазы японских мастеров; декоративные панно из дельфтских плиток XVIII века... Вообще, главная «фишка» отеля в том, что попадая в него, почти полностью погружаешься в XIX век. Даже паркет здесь наводит на мысли об императорских балах и старинных великосветских салонах. Самый же узнаваемый художественный экспонат отеля — знаменитый интерьер ресторана «Европа»: витражи и росписи сделаны Александром Бенуа, основателем «Мира искусства». К слову, за еду в ресторане отвечает француз Марк Хаберлин, обладатель трех звезд «Мишлен».
www.grand-hotel-europe.com
Orient Express, Европа, Азия
Легендарный поезд, на котором ездили почти все знаменитости ХХ века, и сегодня курсирует между континентами. Помимо первоначального его маршрута — Париж-Стамбул — на «Восточном экспрессе» можно совершить путешествие почти во все главные европейские города: Венецию, Вену, Рим, Прагу, Лондон, Краков, Будапешт. Кроме того, у Orient Express появилось несколько «двойников», катающих светских пассажиров по Таиланду, Сингапуру, Малайзии, Австралии и ЮАР. Интерьер роскошного поезда продуман до мелочей. Мало того, что гости путешествуют в подлинных винтажных вагонах начала ХХ века, купленных на аукционе Sotheby's и впоследствии отреставрированных Джейсом Шервудом (после выхода в свет знаменитого фильма по роману Агаты Кристи «Убийство в Восточном Экспрессе» в 1977 году), в поезде представлены настоящие произведения искусства: акварели Делакруа на стенах, живописные полотна художников XIX века в спальных купе, антиквариат, оригинальные элементы интерьера из латуни 1920-х годов, витражи от Рене Лалике, инкрустации по дереву в стиле ар-деко... Поездка в «Восточном экспрессе» - это светское событие уровня президентского приема. К примеру, ресторан здесь принято посещать во фраках и вечерних платьях, к каждому путешественнику приставлен личный стюард, на ланч подают шампанское. Курсируют поезда «Восточного Экспресса» с марта по ноябрь
Стоимость билета — $1000 - $10.000