Море vs кризис
В Пушкинском музее 17 ноября открывается выставка Уильяма Тернера. Лучшего пейзажиста Британии привозят из лондонской галереи Tate Britain. Это самая дорогостоящая экспозиция в истории ГМИИ и, видимо, главные арт-гастроли года. Остановить их не смог даже кризис.
Два года назад картину Уильяма Тернера «Вид на Джудекку и церкви Мадонна делла Салюта и Сан-Джиорджио» продали на нью-йоркских торгах Sotheby's за 36 миллионов долларов. На тот момент эта была рекордная сумма, когда-либо уплаченная за произведение британского художника. Разглядывая солнечный и, на первый взгляд, вполне обыкновенный пейзаж с лодками, синим небом и невнятными палаццо на заднем плане, отечественные толстосумы некоторое время недоумевали — за такие деньги можно купить что-то и побогаче. Однако все смешки улетучились, когда в Лондоне продали еще одного Тернера за десять миллионов долларов. А потом еще на две его акварели нашелся покупатель — они ушли с молотка за пять и шесть миллионов долларов. Если говорить языком цифр, Тернер — это яйца Фаберже, купленные крупным оптом. Такой вывод можно сделать, просматривая сводки крупнейших аукционных домов...
Художник-пейзажист Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 — 1851) оказал колоссальное влияние не только на британскую, но и на всю мировую живопись. Его художественная манера произвела настоящий переворот в искусстве. Стоит отметить, что работы Тернера – гости в аукционных домах нечастые, ведь все они давно прописаны в музеях самого высокого ранга, а те немногие, что продолжают кочевать по частным коллекциям, можно по пальцам перечесть. Понять истинную ценность неброских пейзажей дано лишь самым «продвинутым» нашим олигархам. Одним из них оказался миллиардер Алишер Усманов. Нужно отдать должное благородству олигарха — для личных нужд он ничего приобретать не стал, а решил за свои деньги даровать свидание с прекрасным всем желающим. Правда, этот проект Усманов задумал в марте, когда о кризисе никто не предполагал.
Добрый олигарх
Алишер Бурханович — известный меценат. В прошлом году он выложил круглую сумму за коллекцию антиквариата Ростроповича-Вишневской, а потом все до последнего шедевра подарил государству. Несмотря на то, что меценат скрывает стоимость этого красивого жеста, эксперты говорят, что карман Усманова опустел почти на 90 миллионов долларов...
Разведав о том, что директор Пушкинского музея, Ирина Антонова на протяжении нескольких лет безуспешно зазывает работы Тернера в Москву, он предложил свою помощь. Деньги помогли преодолеть и несговорчивость музейщиков главной лондонской галереи Tate Britain, и проблемы, связанные с затратами на организацию этого эпохального проекта. Усманов оплатил страховку, упаковку, транспортировку и охрану ста двенадцати произведений самого дорогого британского мастера. «Я даже не решаюсь назвать стоимость этой выставки: так она велика, - произнесла Ирина Антонова, когда на мартовской пресс-конференции ее спросили о финансовой составляющей мероприятия. - Я потрясена, что Усманов идет на такие траты: мы не проводили выставку, близкую по стоимости к этой экспозиции!». Цифры, тем не менее, озвучены не были. Сколько же в конце концов на эту выставку потрачено денег, известно лишь самому меценату, Антоновой, директору Tate Britain Стивену Дюкару и господу Богу. Так что даже самым любопытным придется довольствоваться элегантным ответом Алишера Бурхановича: «Во всяком случае, это не последние мои деньги».
Правильная атмосфера
На самом деле, тридцать лет назад Тернера уже привозили в Москву — как раз в Пушкинский. Та, небольшая, выставка вызвала немалый ажиотаж в столице. Нынешняя экспозиция обещает быть крупнее и разнообразнее. Сорок с чем-то холстов, несколько десятков акварелей и две гравюры – набор впечатляет.
Картины для Москвы выбирали долго: в галерее Tate Britain хранится самая большая в мире коллекция Тернера. Художник собственноручно передал ее туда на склоне лет. Причем, для этого ему пришлось выкупать собственные работы у прежних владельцев: картины Тернера пользовались огромным спросом уже при жизни мастера.
Всю жизнь художник мечтал создать своего рода энциклопедию пейзажа, доказать, что атмосферные явления могут вызывать самые разные эмоциональные переживания. «Главными героями» его работ были море, солнце и туман. В любой картине Тернера обязательно присутствует хотя бы один из этих элементов.
Москвичам покажут практически все главные работы художника. Среди них «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы» - картина, на которой мало что видно (дело происходит ночью), но величественность момента все равно ощутима; несколько знаменитых видов Венеции; а также ранний автопортрет, который англичане крайне редко отдают для зарубежных выставок.
Еще одним гвоздем программы будет картина «Вид на замок Лор» - при жизни художника она никогда не выставлялась: тогдашний зритель попросту не понял бы ее. «Странная и диковатая для середины XIX века, она, кажется, принадлежит ХХ или даже XXI столетию», - говорит директор Tate Britain Стивен Дюкар. Он, как и большинство граждан Соединенного Королевства, не скрывает своей любви к Тернеру.
Море. Дорого
Для тех, кто не понимает, почему, собственно говоря, на «обычные» пейзажи» тратятся такие деньги, прибегнем к универсальному методу аналогий. К примеру, когда англичане не могли понять, кто такая певица Валерия, Иосиф Пригожин заявил, что это «как бы русская Мадонна». Так вот, если руководствоваться подобной логикой, Тернер – это такой английский Айвазовский. Тоже писал море и пользовался бешеным успехом у коллекционеров. Кстати, этих двух замечательных художников при жизни связывали приятельские отношения. Однажды даже Тернер написал восторженную оду в честь увиденной им картины русского.
Историю успеха Уильяма Тернера в наши дни назвали бы историей Золушки. Родился в семье парикмахера. С детства проявлял склонность к рисованию. Был замечен. В 15 лет, несмотря на «негламурное» происхождение, поступил в Королевскую академию художеств, а уже через год его работу показали на ежегодной выставке Академии.
В те времена художники изображали на картинах теплый желтоватый свет. Многие даже специально вставляли в глаз монокль, чтобы видеть картину именно такой, какой она будет под слоем постаревшего лака. Тернер решил нарушить это правило. Все его изобретения в области света и цвета опередили свое время на многие десятилетия. Своим идейным вдохновителем его считали как прерафаэлиты, так и французские импрессионисты.
По большому счету, выставка в ГМИИ — прекрасный шанс своими глазами увидеть картины по цене рублевских особняков. Будет кощунством им не воспользоваться. Ведь никому не известно, когда в следующий раз появится экстравагантный миллиардер, готовый за «просто так» показывать нам море?!