16 самых модных художников столицы и один из лучших ее кураторов приготовили для любителей странностей и метаморфоз новогодний подарок - беспрецедентный арт-проект «Алиса в стране чудес» в Домике Чехова.
Даже если вы никогда не держали в руках книг Льюиса Кэрролла, то все равно знакомы с Алисой, Шляпником, Чеширским котом и другими персонажами обворожительного бреда made in Wonderland. За более чем полуторавековую историю существования этого словесного ребуса в рядах его почитателей и толкователей отметились десятки талантливых писателей, филологов, режиссеров, актеров и композиторов. Одних только экранизаций и сиквелов можно насчитать свыше сотни, причем, страсти по Алисе не обошли как глянцевых диснеевских рисовальщиков, так и солидных арт-хаусных деятелей.
Парадокс, но самая странная и нелогичная история на свете была придумана очень серьезным человеком. За литературным именем Льюиса Кэрролла скрывался математик-логик Чарльз Лютвидж Доджсон. Убежденный холостяк и оксфордский зануда, он больше всего на свете любил придумывать задачки с арифметическими казусами.
«Алиса в стране чудес», как и многие гениальные вещи, родилась случайно. Летом 1864 года Чарльз взял на лодочную прогулку по Темзе дочерей своего «босса» - декана оксфордского колледжа Christ Church Генри Лидделла. Сестры Лорина, Алиса и Эдит попросили математика рассказать им какую-нибудь сказку. Так вот, сходу, и родилась легендарная фантасмагория.
С русской версией книжки дела обстояли непросто. Сказку преподносили читателям под разными названиями, Алиса была и Соней, и Аней, и Адой, а Wonderland оказывался то Царством дива, то Чудесляндией. Переводчики очень старались, но никому из них до сих пор так и не удалось в полной мере передать все нюансы английской фразеологии, помноженной на кэрролловскую фантазию. Впрочем, вгрызаться в глубинный смысл «Алисы» все еще продолжают даже «коренные зубы» Британской литературоведческой науки. Отыскать ключики от всех дверей этой странной повести старались и фрейдисты, и адепты психоделии, однако найти объективную истину вряд ли возможно.
«А что, если попытаться объяснить искусство искусством?!» – эта мысль пришла в голову неординарной женщины, энтузиасту, если хотите, — Полине Лобачевской. Задумав устроить Wonderland и Зазеркалье в одном флаконе, она обратилась за помощью к актуальным художникам — так родился экспериментальный арт-проект, названный, впрочем, без затей и лишней вычурности - «Алиса в стране чудес».
Работа над ним продолжалась около года и, возможно, он мог бы быть представлен и раньше, вот только финансировать хотя бы в некоторой его части экстравагантный замысел было некому. И тут очень кстати возник шоколадный король Коркунов... Специально к выставке созданы подарочные шоколадки «Алиса».
Задача Лобачевской – убить двух зайцев сразу: разгадать образный ребус и рассказать зрителю о многогранной личности писателя. А потому, первая часть экспозиции носит документальный характер. Здесь вы увидите фотографии Алисы Лиддел, ее сестер и самого Льюиса Кэрролла. Оказывается, автор «Алисы» был одним из пионеров художественной фотографии. Имея в своем распоряжении камеру, больше похожую на деревянный ящик, чем на фотоаппарат, он сумел создать шедевры, которые позже стали признанной классикой искусства света и тени. Художник Святослав Пономарев обработал при помощи компьютерной графики копии кэрролловских дагеротипов. Обновленные шедевры будут демонстрироваться при помощи видеопроектора прямо на стенах зала. Отсюда и начнется путешествие, полное неожиданностей…
Сквозь зеркальную колоннаду вы попадаете в Страну чудес, населенную по-хорошему безумными арт-объектами. В камерном и очень уютном пространстве галереи легко ощутить себя героем сказочного квеста. Тут растут психоделические грибы Сергея Шутова, известного широкой аудитории по работам в фильме «Асса» и для журнала «Птюч». Здесь же находится необычный ростомер МАБРИ, способный перевести на язык метрической системы силу искусства. По соседству с ним расположилось «Безумное чаепитие» Леонида Тишкова - накрытый по всем правилам этикета и оснащенный электрическим моторчиком стол.
Этажом выше публику ждет апгрейд кэрролловского Зазеркалья. Художники, работавшие над представленными в этом зале экспонатами, бредут в актуальном искусстве совершенно разными тропами, а потому наблюдать их работы по соседству весьма занятно. Ну, где еще вы увидите вместе интеллектуала и эстета Франциско Инфанте и модную художницу (некогда модельера) Катю Филиппову? Подобные оксюмороны возможны разве разве что на «Арт-Москве». В двух шагах от филипповского кота с мордой Бэкхэма разместился «Чеширский институт улыбки» человека-феерии Андрея Бартенева и огромный 80-литровый резервуар с водой («Выпей меня»), созданный художником Александром Пономаревым. На этом сюрпризы удивительной страны не заканчиваются, однако, по просьбе куратора, мы не станем раскрывать все тайны.
Та Алиса, которую увидели современные авторы, – это усовершенствованная модель кэрролловской героини, которая попадает в Царство Дива уже не сквозь зеркало, а сквозь монитор компьютера. Безумное концептуальное пространство подобно огромному аттракциону, и, вне зависимости от того, приметесь ли вы анализировать все происходящее или просто будете наслаждаться причудливой формой окружающих объектов, удовольствие гарантировано.