Рождественские каникулы — самая музейная пора. Десятки проектов и экспозиций ждут посетителей. «ВД» прошелся по площадкам Москвы и выбрал лучшие из выставок, которые стоит посмотреть прямо сейчас.

Начать, в любом случае, придется со знакомства с Уильямом Тернером в Пушкинском музее (Волхонка, 12). Хотя многие критики упрекают этот проект в излишней академичности, а экспозицию в тесноте и пестроте, к пейзажам одного из самых эффектных художников XIX века поныне выстаиваются огромные очереди. Тернер оказал огромное влияние на всю европейскую живопись. Для Британии он — нечто вроде нашего Айвазовского, звезда и национальное достояние. Особенно впечатляют его поздние, почти абстрактные картины. Именем Тернера названа одна из самых важных арт-премий мира, а его работам отдано целое крыло лондонской галереи Тейт. Собственно, из Лондона и прибыли холсты и акварели, разместившиеся в двух залах и на анфиладе ГМИИ.

От Пушкинского советуем пройти по Гоголевскому бульвару к новому Центру современного искусства, которым обзавелась Академия художеств (считай, Зураб Церетели). Теперь здесь будут показывать выставки западных звезд. Зачин очень обнадеживающий - «Живые портреты» Энди Уорхола (Гоголевский б-р., 10), проект, уже исколесивший полмира. Американский художник, основатель поп-арта, пробовал силы в видео-арте. И очень небезуспешно: его серия «Кинопробы» (когда Энди усаживал перед камерой своих друзей и богемных коллег) до сих пор находит множество подражателей и продолжателей.

Одна из самых роскошных выставок работает сейчас в Кремле. «Искусство Блистательной Порты» рассказывает о сокровищах русских царей, созданных в Турции при дворе султана. Стамбул для наших правителей виделся наследником Константинополя — туда стремились православные паломники и купцы. В Москву же привозили не только реликвии и восточные сладости, но и золотые одежды, блюда, конскую сбрую, украшенную драгоценными камнями, а то и вовсе скипетры и державы, обсыпанные бриллиантами. Все эти редчайшие и изысканнейшие предметы демонстрируют в Одностолпной палате.

Что касается современного искусства, то для знакомства с ним стоит иметь в виду два адреса. Первый — Домик Чехова, где Галерея Полины Лобачевской устроила увлекательную выставку «Алиса в Стране чудес» (Малая Дмитровка, 29). «ВД» неоднократно писал об этом проекте, подчеркивая его оригинальность — здесь нет иллюстраций к сказке Люиса Кэрролла. Зрителю предлагают включиться в концептуальную игру и почувствовать себя в роли Алисы, которая сегодня столкнулась бы с двумя десятками инсталляций и объектов от 16 лучших мастеров столицы.
Вторая затея — эксперимент. Современные художники осваивают пока не занятые залы фабрики «Красный Октябрь» (некогда шоколадные цеха, что стоят напротив Храма Христа Спасителя). В освоении им помогает куратор Мария Байбакова. Нельзя сказать, чтобы все работы были ровными и вызывали положительные эмоции. Но если вы реально хотите узнать, чем живет новое поколения и какие идеи носятся в мастерских 20-30-летних, лучшего места, нежели выставка «Вторжение/Отторжение» найти невозможно.