Уже вторую неделю у входа в «Манеж» выстраиваются очереди. Огромное количество людей желает посмотреть выставку «Хулиганы 80-х», открытую в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии». «ВД» встретился с куратором выставки Ириной Меглинской и поговорил с ней о главном — фотографиях, панках и Собчак.
Гик слева
По степени влияния в современной российской фотографии Ирина уступает разве что госпоже Свибловой, да и то не факт. Директор первой в стране частной фотогалереи (в 1991 при Центре современного искусства на Якиманке Ирина открыла фотогалерею «Школа»), фотодиректор издательского дома, инициатор создания Фонда развития фотожурналистики Ирина Меглинская — самый настоящий гик (geek). Но не в том смысле, что спятивший ученый, а в смысле — человек, по-хорошему одержимый своим делом.
Прямая девчачья челка, экстравагантные очки «под ботаника». Она смотрит строго и требовательно. Ее вкусу доверяют, ее проекты обсуждают. Одно из последних детищ Меглинской – «Хулиганы 80-х»: выставка, сделанная в соавторстве с Мишей Бастером – бывшим панком, татуировщиком, а теперь куратором и составителем роскошных фотоальбомов. Судя по количеству желающих посмотреть экспозицию — это самый удачный проект «Моды и стиля».
Горбачевская эпоха - очень странный промежуток времени, когда из советского прошлого люди вдруг вошли в некое непонятное будущее. Был такой взрыв свободы, совершенно неконтролируемый. С точки зрения стиля, это самые интересные годы в нашей новейшей истории: попытки идентификации молодежи, желание выскочить из строгих клише. Когда наступила эта свобода, все вдруг рвануло.
Гопник + панк
Где, чем и кого рвануло, расскажут несколько сотен снимков, аккуратно развешенных в «Манеже». Здесь нет Макаревича и Гребенщикова — главных участников проектов о «восьмидесятниках». Зато много свежих и «незамусоленных» лиц, снятых на пленку малоизвестными фотографами. Диковатые в хорошем смысле сюжеты: Петлюра, одетый в платье, Владик Монро, впервые изображающий Монро. Молодая Агузарова. Первые в стране металлисты и хиппи. Гопник в обнимку с панком.
В архиве у Бастера я находила и именитых фотографов, которые снимали тусовку. Игорь Мухин, Сережа Борисов, Андрюша Безукладников – у них у всех присутствует контркультура. Но было бы слишком просто сделать выставку Мухина, Борисова и Безукладникова — получилась бы выставка имен. А мне было важно дать именно анонимную фотографию. Чтобы авторские и любительские снимки соседствовали друг с другом. Только это мне позволяло дать полный срез и по стилям, которые тогда появлялись, и по энергии.
Новоселье в сети
Обвинить Ирину Меглинскую в снобизме по отношению к фотографии, вопреки сложившемуся мнению, нельзя. Никаких высокопарных речей о «настоящем» искусстве. Совсем наоборот, она признается в любви не только к гениальным снимкам, но и к картинкам, фоткам в блогах и прочей побочной фотопродукции.
Я люблю все фотографии, включая паспортные. С одинаковым интересом рассматриваю артистические концептуальные работы, созданные с помощью новых технологий, и так называемые «ремесленные» снимки. А потом, как ведь бывает, сегодня фотография ничего не значит – это мусор, а через 50 лет ты к ней будешь относиться с пиететом, потому что в этой фотографии помимо искусства или ремесла есть основная функция — она сохраняет память о времени.
В конце апреля стартует первая очередь нового амбициозного проекта Меглинской «Фонд развития фотожурналистики»: ожидается сетевое новоселье. Сайт станет своеобразной площадкой для молодых фотографов и одновременно конкурсным рингом, где будут выяснять: кто круче?
Система построена так: раз в три квартала русское жюри будет отбирать для мирового жюри лучшие работы. Сам фонд создавался в первую очередь для того, чтобы к нему привязать конкурс. Это некоммерческая организация, без членских билетов и взносов, нам хотелось бы, чтобы это сообщество подготовило почву для прихода молодых и талантливых.
Собчак и дети
Ко многим своим проектам Меглинская подходит с иронией. Например, в галерее «Победа» (Ирина открыла ее в 2007 году вместе с Ниной Гомиашвили) очень часто чередуются диаметрально противоположные выставки. То показывают гламурных детей в бассейне, снятых скандально-глянцевым голландцем Алексом Тен Нейплом, то - обложки «Советского экрана». Выставка репортажных снимков из жизни английской мафии запросто может соседствовать с военной хроникой из Чечни. Однажды Меглинская устроила в «Победе» выставку обуви Ксении Собчак, в ходе которой около 400 пар сапог, туфель и ботильонов светской львицы были порезаны на куски и пропущены через соковыжималки. Своим же любимцем Меглинская называет Николая Бахарева - «антиграмурнуго» фотографа, снимающего провинциальных девушек на фоне советских ковров.
На вопрос «Как обстоят дела с отечественным глянцем?» Ирина, тяжко вздохнув, отвечает: «Ужасно».
Деньги, которые отпускают у нас на съемку, смехотворно малы для фотографических подвигов. Как можно за 3 рубля получить «Мерседес»? Ну, в лучшем случае «Запорожец» будет. Есть технологическая линейка, без которой ты просто физически не получишь качественной фотографии. Хороший кастинг, модель такая-то, стилист, одежда, шоу-румы… Это целая культура, которая у нас отсутствует. Нам только кажется, что вот сейчас мы возьмем Ксению Собчак, наденем на нее красное атласное платье, положим трех леопардов под ноги, осветим с зонтиков, и будет просто класс! Ну, вот мы и получаем то, что получаем…
Конечно, у Ксении с леопардами мало шансов попасть в зал славы отечественной гламурной фотографии. Но через пару десятилетий Собчак наверняка станет «артефактом», и тогда ее участие в какой-нибудь будущей выставке под названием «Хулиганы 00-х» почти гарантировано. Наверняка эту экспозицию также устроит Ирина Меглинская. Материала в ее коллекции хватает.