На «Винзаводе» есть подвал, где устраивают дебюты молодым художникам. Площадка предсказуемо называется «СТАРТ». Сейчас там проходит выставка 25-летнего графика из Краснодара Сергея Луценко. Его проект - «Темная сторона Луны» - был выбран из многочисленных заявок. «ВД» не берется предсказать, станет ли студент новой арт-звездой. Но на фоне того, что сейчас происходит в «молодом» искусстве, его дебютные работы выглядят очень красиво.

Сегодня все ищут молодую смену. Галереи, фонды, центры и музеи устраивают выставки «нового» искусства. Однако по-прежнему тон задают художники, взлетевшие в бурные 1990-е. Они едут представлять Россию на Биеннале в Венеции: Пепперштейн, Звездочетов, Журавлев, Шеховцов… Прибавим Кулика, Дубоссарского, Мамышева-Монро, Осмоловского, да еще эмигрантов Кабакова и Орлова. Вот Олимп художественного рынка. Между тем, зрителям хочется видеть поколение-2000.

По роду занятий, да и просто из чистого интереса я часто хожу на, так называемые, молодежные вернисажи. Они дико похожи друг на друга и в сумме напоминают Comedy Club. Отличительными чертами являются: а) напускной радикализм, б) шутовство. Почему радикализм «напускной»? Да потому что устраивать серьезные революции нет ни сил, ни желания, ни – главное – идей. Показать кукиш соседу – это еще можно, а обижать серьезного господина в костюме не надо – денег не даст. Хохмить и юморить – это вообще прерогатива молодых. Хочешь сказать что-то серьезное? Не тужься, все равно не выйдет!

Темная сторона Луны

На фоне этого безрадостного (или, точнее, слишком уж жизнерадостного) молодежного ландшафта, пейзажи Сергея Луценко смотрятся почти взрослыми. По крайней мере, «Темная сторона Луны» — это продуманные и хорошо сделанные произведения. Так тщательно и сосредоточенно даже признанные мастера уже не работают.

Фотографии Луценко  - визуальные обманки. Кажется, что перед нами реальная лунная поверхность, снятая через телескоп. Смущает только, что на этой поверхности имеются следы человека. Не лунохода или астронавта. А вполне себе земного обитателя: в одном месте он оставил дорожный указатель, мимо которого пронесся грузовик, в другом – ведро с лопатой, в третьем (на берегу «лунного озера») – тапочки с полотенцем. Короче говоря, эта Луна вполне себе обитаема: но где ее жители и что они там делают – ответа никто не знает.

Нет смысла рассказывать о важности Луны в искусстве. Для художников она – одна из древнейших моделей. Ее обожествляли, воспевали, живописали. Но лишь в совсем недавнее время появилась еще одна тема - Луна как последнее прибежище человека. Не в том плане, что в результате перенаселения часть народа туда отправится на ПМЖ. Речь идет об очень личном отношении, о месте, где можно скрыться, не покидая Землю.

Мы смотрим на Луну в минуты романтической печали: вот бы туда от суеты, пестроты и тесноты. Свою роль играет и тот факт, что мы всегда видим только одну лунную сторону - что на второй, нам неведомо. А вдруг там и впрямь города? Или хотя бы моря? Или хотя бы кто-то, кому мы нужны?

Луценко соединяет лунную романтику с земной обыденностью. И делает это с помощью макетов из папье-маше. Он создает пустыни и кратеры, устанавливает там одинокие футбольные ворота и заборы. Он мастерит лунную поверхность. Потом уже накладывает декорацию из звезд и Земли, превращая все в театральный макет, а затем и в фотографию.

Темная сторона Луны

Иллюзия Луны – опять же не новость. В «Омон Ра» Пелевин уже выстраивал павильоны, где для советских космонавтов создавали ощущение космоса. И вообще, снимки первых шагов американского астронавта на Луне поныне многие считают искусными подделками. Но если у Пелевина и американцев Луна – полигон героев, в наших условиях она - пристанище уставших. Как тут не согласиться с организаторами проекта, что «рассматривая работы Луценко, понимаешь: темная сторона Луны – это тайна, самое сокровенное и интимное – тоска по несбыточным мечтам».

Остается добавить, что в ближайшую неделю мы будем жить при убывающей Луне, которая только 25 апреля сменится новолунием.


 ТОП 5 «лунных» картин

1. Архип Куинджи «Ночь на Днепре». 1880. Самый известный лунный пейзаж в искусстве, о котором сложено множество легенд. По одной из них, первые зрители якобы не могли поверить в то, что Луна написана красками и позади холста нет никакого фонаря.
2. Илья Репин «Лунная ночь в Здраднево». 1896. Собственно, Луны на картине нет. Но ее водный след слишком заметен.
3. Нико Пиросмани «Медведь в лунную ночь». 1905. Грузинский художник-самоучка как никто другой передал таинство лунной ночи. Медведь в лунном сиянии вышел очень изящным.
4. Алексей Леонов «Кратерная цепочка». 1980-е. Художник, писавший почти с натуры. Летчик-космонавт взялся за кисти, чтобы поведать о красоте увиденного из иллюминаторов.
5. Леонид Тишков «Личная Луна». 2007. Один из лучших арт-проектов последних лет. Луна превратилась в друга человека в прямом смысле слова – она у него поселилась.