Выставка «Фаберже. Утраченный и обретенный» открывается в Пушкинском музее 20 мая 2009 года. Возможность увидеть легендарные императорские пасхальные яйца — главная, но не единственная причина посетить экспозицию, сама история которой напоминает остросюжетный роман.

Фаберже

Карл Фаберже — сын обрусевшего француза и ювелира средней руки. Унаследовав дело отца, он за несколько лет превратил скромную мастерскую на Большой Морской улице Петербурга в известную на весь мир фирму. Часы, портсигары и прочие дорогие безделицы, созданные с редкой изобретательностью и большим вкусом, в начале 1880-х считались визитной карточкой ювелирного дома Фаберже и символом высокого статуса каждого, кто их покупал. Иметь какую-нибудь карандашницу этой марки было тогда столь же престижно, как теперь, к примеру, быть обладателем часов Boucheron. Кстати, того же Фредерика Бушерона Фаберже считал не более чем торговцем роскошью, а себя причислял к подлинным художникам-новаторам. Ко всему, что выпускала его фирма (а работали на него лучшие дизайнеры, ювелиры и инженеры), он относился весьма требовательно — настолько, что в конце каждого года отправлял в переплавку все, что оставалось непроданным.

Благодаря безупречной репутации фирма Фаберже приобрела постоянных клиентов в лице монарших особ, а заодно и почетное звание Поставщика Высочайшего Двора. Особое место среди вещиц, созданных специально для императорской семьи, заняли драгоценные пасхальные яйца с замысловатыми сюрпризами внутри - камеями, крохотными моделями дворцов, карет и поездов, подвесками, фигурками поющих райских птиц, заводными петушками и букетами эмалевых цветов. Изготовление каждого яйца по эскизам, утвержденным лично государем, занимало примерно год. Самое первое, «Курочка», было заказано в 1885 году Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Оно-то и положило начало легендарной коллекции из 50 пасхальных яиц, выпущенных Фаберже за 30 лет. Последним ювелирным шедевром этой серии стало яйцо «Орден Святого Георгия», подаренное Николаем II матери на Пасху 1916-го. Оно покинуло Россию вместе со своей хозяйкой императрицей Марией Федоровной в 1918 году, остальным же драгоценностям Дома Романовых была уготована совсем иная судьба.

Утраченный...
Собрать и переплавить все серебряные и золотые ювелирные изделия дореволюционной эпохи - одно из первых распоряжений советского правительства, отданных Гохрану. Дворцовые ценности буквально разбирались по частям: камни - на продажу за границу через «Торгсин», оправы - в лом и на переплавку в слитки и монеты. В 20-30-е годы была распродана и большая часть работ Фаберже, находившихся в собственности императорской семьи. Из 43 уцелевших после революции пасхальных яиц (7 до сих пор считаются пропавшими) в России осталось 10, и то лишь благодаря невероятным ухищрениям хранителей Оружейной палаты Кремля. Разумеется, ни о какой выставке и речи тогда вестись не могло —- спасенные ценности поместили подальше от глаз, в запасники. Ну, а те, что были проданы, разошлись по миру — по частным собраниям и музеям. Самой крупной из личных до 1990 года оставалась коллекция американского медиа-магната Малькольма Форбса (ему удалось собрать 9 шедевров Фаберже). После его смерти наследники приняли решение выставить драгоценности на аукцион — все 9 императорских пасхальных яиц должны были уйти с молотка на торгах Sotheby`s в апреле 2004-го. Скорее всего, их раскупили бы по одному музеи и богатые коллекционеры, и об их возвращении на родину можно было бы забыть навсегда. Но неожиданно в дело вмешался российский миллиардер Виктор Вексельберг.

...И обретенный

Промышленник и предприниматель Виктор Вексельберг, по оценке журнала Forbes, входит в число ста самых богатых людей планеты и в двадцатку самых состоятельных россиян. Учрежденному им культурно-историческому фонду «Связь времен» принадлежит крупнейшая в мире коллекция русского прикладного искусства рубежа XIX-XX веков, и золотой императорской девятке сам бог велел стать ее жемчужиной. Господину Вексельбергу удалось убедить семью Форбса и аукционный дом продать ему все собрание за несколько месяцев до официального открытия торгов Sotheby`s. Это шло вразрез с правилами — ведь лот уже был заявлен. Однако для российского мецената, пообещавшего вернуть сокровища на родину и сохранить целостность коллекции, сделали исключение. Точная сумма сделки по понятным причинам не называлась, но, по оценкам экспертов, она далеко перевалила за отметку в $100 млн. Почти столетние зарубежные странствия ювелирных изделий Фаберже, принадлежавших Российскому Императорскому Дому, завершились. В 2004-м драгоценности показали в музеях Кремля и Эрмитаже. Теперь нас ждет новая встреча с коллекцией Виктора Вексельберга, которая успела за пять лет пополниться изящными украшениями, часами, портсигарами и прочими предметами, принадлежавшими царской семье. Чудесное возвращение шедевров Карла Фаберже, казавшихся утраченными навсегда, — значимое событие в истории отечественной культуры, и выставка в Пушкинском лишний раз в этом убеждает.