В Венеции началась 53-я Биеннале, главный в мире смотр современного искусства.
Каждые два года на берегах Венецианской лагуны собирается цвет арт-мира: художники, кураторы, директора музеев и галерей. К ним присоединяются бизнесмены (в позапрошлом году общественность осматривала пришвартованную яхту Абрамовича Ecstasee), знаменитые модели (на одной из русских тусовок зажигала Наоми Кэмбелл) и звезды кино (полный десант «Секса в большом городе»). Все это ради старейшего фестиваля искусства, который проводится уже больше 100 лет.
Почему Венецианскую биеннале стоит хотя бы раз увидеть собственными глазами? Ответ прост: главная прелесть этого фестиваля — сочетание глубокой старины и актуальных фантазий современных художников. Здесь каждый спорит с Венецией – одних она поглощает в мутных каналах, другие выплывают знаменитыми.
Для главных выставок в Венеции приспособлены две огромные площадки. Во-первых, это Городские сады Джардини (Giardino Publico), где со стародавних времен возведены дома-павильоны разных стран. Есть там и павильон России – скромный двухэтажный терем, дико неудобный для больших инсталляций, но по-своему уютный. Его хозяевами в этом году (как, собственно, и в прошлом) выступают Василий Церетели (внук скульптора Зураба Константиновича) и Ольга Свиблова.
Второе место самых мощных экспозиций – Арсенал (Arsenale) - бывшие судовые мастерские и склады. Там показывают выставку, которую создает главный куратор всего смотра – эдакий манифест мероприятия. Нынешний глава «худсовета» Даниэль Бирнбаум придумал тему «Создавая миры». Суть ее такова: каждый художник – это мир. Скорее всего, в Арсенале ожидается сборная солянка самых модных, но очень разных деятелей мировой арт-сцены. Если же учесть, что господин Бирнбаун питает слабость к видеоарту (особо интересующиеся могут прочесть об этом его книжку на русском языке «Хронология»), экранов там будет куда больше, чем холстов.
У Биеннале есть своя конкурсная интрига. Как и на кинофестивале, здесь вручают «Золотого льва». Его получает страна, чей павильон жюри посчитает лучшим. Но в отличие от кинонаград, арт-льва отдают прямо в день открытия (в этом есть свой резон – все сравнивают победителя с другими выставками, споры ведутся прямо на местах). Увы, пока мы писали эту заметку, победителей еще не объявили.
Правда, уже известен лауреат в номинации «За вклад в искусство»: золотую статуэтку получит Йоко Оно. Ее художественный талант мы уже могли оценить. Два года назад Оно привозила в Москву свой проект «Одиссея таракана» — фотографии и объекты, посвященные жестокости современного мира и загрязнению окружающей среды. В 70-х, может, это был бы авангард, но сейчас хвалить вдову Джона Леннона можно только за отстаивание авторских прав на записи «Битлов» и пафосные призывы к миру.
Есть ли в этом году шанс у России получить «Льва»? Вряд ли (очень надеюсь ошибиться в прогнозе). Ольга Свиблова придумала выставку «Победа над будущим» и собрала семерых московских художников с работами якобы о завтрашнем дне. Самое эффектное произведение – стеклянная копия статуи Ники Самофракийской (оригинал богини победы стоит в Лувре), внутри которой перетекают жидкости, похожие на кровь и нефть (работа Андрея Молодкина «Красное и черное»). У других участников Русского павильона «Победа над будущим» вызвала иные ассоциации. К примеру, Павел Пепперштейн представляет на Биеннале картины ломанных мегаполисов будущего («Перспективы развития»); Анатолий Журавлев — миниатюрные портреты исторических личностей диаметром 1 см («Черные дыры»); Алексей Каллима — огромные флюоресцентные фрески, изображающие футбольный матч («Теорема дождя»); Гоша Острецов — инсталляцию художника за работой («Art Life, или Муки творчества»), а Ирина Корина — фонтан из старых кухонных клеенок («Фонтан»). Самым же ироничным произведением, наверняка, станет работа Сергея Шеховцова — ростовского художника, создающего свои скульптуры из поролона. На этот раз Шеховцов обыгрывает геральдику собственно здания Русского павильона, построенного для Биеннале архитектором Щусевым в 1914-м году («Картуш»). Примечательный факт: Иран показывает на Биеннале выставку «Надежда на будущее». Чувствуете разницу? Большинство же «солидных» стран представили соло одного мастера. Англия – Стив Маккуин, победивший в Каннах с фильмом «Голод». Япония – гениальная девушка-фотограф Миву Янаги. Голландия – опять фотограф Фиона Тан. США – Брюс Науман.
Что бы там ни говорили о конкурсе и национальных павильонах, прелесть Венецианской Биеннале в другом. В атмосфере. Во время фестиваля под выставки параллельной программы отдаются древнейшие дворцы (палаццо) на каналах, в которые в другие дни просто так не попадешь. Весь город превращается в огромную арт-площадку. Страны или просто галереи (как наши Stella Art или Музей современного искусства), у которых нет павильонов в Садах, обустраиваются в роскошных залах в центре города. Некоторые так и вовсе выступают на улицах и на воде. На Гранд-канале уже появилась подлодка, расписанная русским художником Александром Пономаревым. Все торопятся приехать в Венецию в первые дни июня – таких дворцовых вечеринок в честь вернисажей не встретишь больше нигде в мире. Впрочем, цены на отели и комнаты в эту неделю таковы, что даже миллионеры останавливаются «на выселках». У тех же, кому интересно искусство, а не бесплатное шампанское, впереди еще целых пять месяцев.