В ГЦСИ открывается выставка «Русская красота» - современные художники на полном серьезе пытаются говорить о «прекрасном».
Грудастые девушки в соболях, мохеровые сарафаны от Юдашкина, матрешки на Арбате, Денис Симачев в ушанке – примерно такой ассоциативный ряд возникает, когда на глаза попадается словосочетание «русская красота». Попытки скрестить национальную культуру с неким обобщенным понятием «прекрасное» обречены на нелепицу: человеку, проживающему в эпоху постмодернистского скепсиса, неловко произносить само слово «красота». Так считают организаторы проекта — питерцы Глеб Ершов и Станислав Савицкий. Именно поэтому выставочный проект в столичном ГЦСИ представляет собой сложный арт-эксперимент. Людям заведомо ироничным — современным художникам — было предложено без ерничества и стеба порассуждать о национальном стиле и вывести актуальные критерии красоты.
В проекте задействовано около 50 художников — они работают не только в разных жанрах, но и принадлежат разным поколениям (младшему участнику «Русской красоты» 20 лет, самому старшему — за 50). Этим экспертам в области прекрасного дали полную свободу самовыражения и довольно-таки туманное «техзадание»: сделать красивые работы в русском стиле. Единственное условие — ни капли иронии. Заигрывания с соцартом, кичем, трэшем и гламуром решили отложить на потом, дабы не нарушить чистоту почти что лабораторного опыта.
«Раньше не было красоты, а теперь, вот, полюбуйтесь, есть!» - говорит о результатах художественных поисков куратор Савицкий. Разумеется, у пяти десятков творцов не может быть единого взгляда на прекрасное: эстетика — не та область, где принято проявлять солидарность. Тем не менее, общие точки соприкосновения, как оказалось, имеются. Они — в едином настроении работ, которое кураторы характеризуют как «приятную робость». Выяснилось, что художникам было не очень уютно создавать работы, главные характеристики которых - «красивые» и «русские».
Теперь результаты этого эксперимента будут представлены в Центре современного искусства. Сама выставка – определенный тест, в котором сможет поучаствовать и зритель: из всего представленного предложено выбрать ту красоту, которая близка именно ему. По мнению Савицкого, здесь можно насчитать от 6 до 10 видов этой самой красоты — от девушек-кривляк (видимо, красота — это когда смешно) до скучных русских пейзажей, которые, если взглянуть на них под другим углом, вдруг образуют роскошные графические картины. Кто-то оценит и проникнется инсталляцией Федора Солнцева. Для него олицетворение прекрасного — странный глиняный предмет «Недотыкомка»: эдакое маленькое русское национальное чудище. А кому-то ближе окажется живописный триптих известного питерского художника Виталия Пушницкого, на котором виды сельских разбитых дорог превращаются в абстракционистские сюжеты в духе начала ХХ века. Русское бездорожье глазами художника — вполне себе симпатичная живопись. Несмотря на запрет, некоторые авторы так и не смогли полностью избавиться от иронии: слишком уж располагают к тому «национальное» и «красота». К примеру, Архитектурная мастерская «Сидоров и сыновья» представила алебастрового пингвина с огромным накрашенным ртом. А видео Светланы Михайловой «Кролик и цыплята» демонстрирует настоящий хоррор про то, как отрезанная голова кролика приходит в гости в курятник. Все эти артефакты выстроятся в пространстве ГЦСИ то ли в невиданный сад чудес, то ли в художественный Луна-парк, в котором будет интересно побродить всем искателям красивого.