В арт-центре «Гараж» стартует персональная выставка Энтони Гормли — великого британского скульптора-монументалиста.
Стрижка бобриком, пронзительный взгляд – издалека Энтони Гормли можно принять за гипнотизера Кашпировского. Сходство, кстати, не только внешнее. Гормли, как и Анатолия Михайловича, занимают странные вещи: телепортация, телекинез, взаимодействие предметов и тел в пространстве. А созерцание его работ может даже вызвать галлюцинации. Знание человеческой природы Гормли черпал в изучении древних цивилизаций. В университете он получил степень в области археологии, антропологии и истории искусств, а недостающую информацию добрал в путешествиях по Индии и Африке. Все это сформировало в нем художника, по современным меркам, атипичного. Он умеренно экстравагантен и склонен к рефлексии. На его счету более 130 персональных выставок по всему миру, около 20 наград, среди которых престижнейшая премия Тернера, членство в Королевской академии искусств и ни одного скандала, связанного с личной жизнью. Хотя в жизни творческой у него, разумеется, случались поводы для ахов и вздохов со стороны публики.
Ангел-пугало
Арт-карьера Гормли складывалась постепенно, без оглушительных скачков из ниоткуда в топы аукционных продаж. Его первая персональная выставка состоялась, когда художнику исполнился 31 год. В камерной лондонской галерее Serpentine, затерявшейся в Гайд-парке, автор представил инсталляцию под названием Room – некое подобие боксерского ринга с ограждением из веревок, сплетенных из изрезанных предметов гардероба. Сейчас, вспоминая свои первые шаги, Гормли говорит, что в этих работах не было ничего особенного. Впрочем, и критики не сразу его заметили.
Слава пришла к художнику в 94-м, когда он воплотил свой первый масштабный проект — скульптуру «Ангел Севера». Металлический человек высотой в 20 метров и с размахом аэропланных крыльев в 54 метра появился на холме у пересечения двух дорог в пригороде Гейтсхеда. Поначалу местным жителям не понравился выросший в поле великан, они прозвали его гигантской раскладушкой и потребовали убрать «пугало». Однако со временем споры улеглись и сегодня «Ангел» - едва ли не единственная достопримечательность провинциального Гейтсхеда.
Балда у моря
Философская скульптура Энтони Гормли лишена гражданского пафоса. Увековечивание памяти общественных деятелей и важных событий – не его забота. Да, собственно, никто к нему с такими заказами и не обращается. Его скульптура рациональному человеку может показаться бессмысленной. Вот, к примеру, работа Another Place. Представляет собой группу из 19 фигур, которые разбредаются в разные стороны: кто-то прибавил шагу, кто-то стоит на месте, кто-то присел – устал. Эта странная композиция приобретает новые оттенки смысла (а Гормли на этот раз исследовал вопрос соотношения личного и общественного), как только меняется пространство, в котором «стоят» фигуры. Изначально проект был задуман как передвижнический, автор ездил со своими чугунными компаньонами по всей Европе. По несколько месяцев они гостили в Бельгии, Норвегии, Германии. А в 2005 году художник получил приглашение разместить своих «болванчиков» вблизи Ливерпуля, на пляжах Кросби. Изначально речь шла о проведении 16-месячной экспозиции, но власти графства Сефтон настолько прониклись «пришельцами», что предложили оставить их навсегда. Разбросанные на участке длиной в 3 км, фигуры вызвали возмущение у местных защитников природы. В итоге автор согласился передвинуть их немного вглубь материка – и это устроило всех.
Вываливающиеся старухи
Солнечным июльским днем 2007 года пожилая англичанка Эмма Кавендиш выглянула в окно. На крыше соседнего дома она увидела человека, который намеревался прыгнуть вниз. Дама собралась было позвонить в полицию, но эмоции ее захлестнули настолько, что она потеряла равновесие и сама вывалилась из окна. Изувеченную старушку увезла скорая, однако история на этом не закончилась. Около сотни звонков поступило в тот день на телефон лондонской службы спасения с сигналами о самоубийцах на городских крышах. Спасти никого не удалось — по всем 30 адресам самоубийцы оказались чугунными статуями, созданными скульптором Энтони Гормли.
Этим травмоопасным проектом Гормли, как выяснилось, в очередной раз исследовал законы положения человеческого тела в пространстве. При помощи чугунных копий (скульптуры представляют собой точные слепки с тела самого автора) Гормли хотел привлечь внимание к своему очередному проекту Event Horizon, который проходил в это время в одной из лондонских галерей.
Стой не хочу
Этим летом один из самых успешных художников Англии готовится к московским гастролям. В центре современной культуры «Гараж» покажут масштабный проект Энтони Гормли — Domian field («Поле притяжения»). В экспозицию войдут 287 скульптур. Впервые серия была продемонстрирована в 2003 году в почти уже родном для скульптора Гейтсхеде. Несмотря на былые конфликты, 200 жителей города согласились поучаствовать в процессе создания скульптур. С них Гормли делал свои скульптуры. Кстати, подобный интерактив между художником и городскими обитателями становится традиционным для скульптора. Для своего нового перформанса Гормли придумал создать композиции из живых людей. С 6 по 14 октября 2009 года любой желающий сможет стать участником его проекта One & Other — и постоять в образе самого себя на одном из постаментов на Трафальгарской площади в Лондоне. Условий — два: занимать постамент можно не больше часа и не совершать в рамках стояния противозаконных действий.
Энтони Гормли: Чугунный Фантомас
17 июля в арт-центре «Гараж» стартует персональная выставка Энтони Гормли — великого британского скульптора-монументалиста.