В столицу приехал Спенсер Туник — арт-провокатор, прославившийся на весь мир фотосессиями с участием огромных масс голых людей.
Он уже раздел главные мегаполисы мира, теперь очередь дошла до Москвы. Премьера компрометирующих сердце нашей Родины снимков состоится уже в сентябре, на Биеннале современного искусства.
Те, кто мчался по Третьему транспортному кольцу утром 19 июля, оказались свидетелями настоящего нудистского шоу. Недалеко от Савеловского вокзала по встречной полосе шагала обнаженная женщина. В кои-то веки половую принадлежность пешехода можно было распознать не только по платью или макияжу! Самые внимательные заметили, как рядом с бесстыдницей крутился одетый лысеющий мужчина с фотоаппаратом… Но вряд ли кто-то из них догадался, что это был знаменитый художник-эротоман Спенсер Туник.
Художник против полиции Нью-Йорка
Скандальную славу Туник снискал еще в 1994 году. Тогда он был менее упитан, более волосат и работал ассистентом гламурного фотографа. А на досуге любил снимать для души: раздевал знакомую модель догола и шел с ней гулять по Нью-Йорку. И, хотя Спенсер старался не привлекать к себе внимание, полиция раз от раза вмешивалась в творческий процесс и забирала его в обезьянник. Когда в том же 94-м Туника арестовали уже в пятый раз (художника в компании с натурщицей сняли прямо с крыши Рокфеллер-центра), это стало последней каплей – он обратился в суд с иском против полиции города.
Защищал Спенсера-провокатора адвокат Вильям Канстлер, на счету которого были выигранные процессы Мартина Лютера Кинга и Анджелы Дэвис. Канстлеру без особого труда удалось выиграть дело. В соответствии с первой поправкой к Конституции США, фотографу разрешили снимать моделей без трусов, где ему заблагорассудится. Так Туник получил шанс воплотить в жизнь свою давнюю тайную мечту - запечатлеть десятки, сотни и тысячи обнаженных людей. Проблема была в том, где их найти. Раздавать флаеры на улице оказалось малоэффективным: не так много готовых выскочить из собственного платья людей ходят по городу... Но уже была середина 90-х, начиналась эпоха Интернета — это и помогло художнику в осуществлении его замысла.
Голые всех стран, объединяйтесь
Съемки его первой эпической ню-картины проходили на Йорк-Бич в штате Мэйн. Поучаствовать в действе совершенно бесплатно согласились около трех сотен добровольцев. Это было самое начало, ведь скандальная слава бежала далеко впереди самого автора и его планов.
Когда заявки на участие в проектах Туника начали приходить со всех концов света, фотограф решил расширить творческую географию. Невероятные скульптуры из голых тел стали появляться в Лондоне, Токио, Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Мельбурне, Барселоне (здесь он собрал около 7 тысяч раздетых), Мехико (а тут мастеру ню позировали аж 18 тысяч человек) и другие города мира. И тогда, и теперь схема отбора волонтеров остается неизменной. Все желающие, независимо от веса, цвета кожи да и вообще внешней привлекательности, могут зарегистрироваться на сайте фотографа. Затем волонтеру на электронную почту присылают приглашение с указанием даты и места проведения съемок. Это своего рода флэш-моб, так что даже сам Спенсер никогда не знает точно, сколько народа придет на очередную сессию. В его объективе огромное число людей, но он никогда не снимает толпу. Главная задача - показать индивидуальность моделей и преодолеть их отчужденность друг от друга. Несмотря на обилие обнаженной натуры на фотографиях Туника, эротику нельзя назвать главным движущим мотивом его творчества. Наоборот, работы этого художника, как правило, антиэротичны.
Застенчивая столица
Сегодня Спенсер Туник признан не только арт-сообществом, но и властями. Полиция давно уже не мешает его натуристским хэппенингам (кстати, по большей части его модели вовсе не являются нудистами).
О своем намерении поработать в Москве мастер эпатажа впервые заговорил в 2005-м, когда в галерею RuArts привезли его персональную выставку. Правда, еще тогда он отметил, что в нашем городе грязно, слишком много проводов и рекламы. А также выразил сомнения, удастся ли добыть разрешение от городских властей для массового обнажения. Так и вышло. Обычно организация такого рода проекта занимает у команды Туника от полутора до двух лет. Московская съемка зависла аж на 4 года, и в конце-концов договориться с властями все равно не получилось — поэтому Спенсер решил сделать камерный проект (в этом случае зеленый свет от чиновников не нужен).
На своем сайте он разместил информацию, что в конце июля устроит съемки для десятерых моделей (пяти юношей и пяти девушек), результат которых под названием Moscow Individuals покажут осенью в рамках Третьей биеннале современного искусства. Время и даты хранили в условиях строжайшей секретности. Больше всего боялись, что к месту фотосессии сбегутся толпы хоругвеносцев, антиглобалистов и пенсионеров-моралистов, возмущенных видом обнаженной натуры. Но если городских сумасшедших удалось-таки перехитрить, то избежать контактов с милицией – нет. Стражи порядка никак не могли понять, зачем этот иностранец привязал голую женщину к городскому автобусу. Так или иначе, процесс довели до конца. Остался ли Туник им доволен? Наверное, нет. И причина даже не в том, что ему пришлось вспомнить свое полуподпольное прошлое - его удивила закомплексованность и стеснительность русских моделей. Что ж, скоро мы все это увидим своими глазами.
Арт-проект Moscow Individuals Спенсера Туника. Третья Московская Биеннале современного искусства. C 25 сентября по 25 октября. ЦСК «Гараж». 645-05-20