Актуальное искусство на природе - только в калужской деревне Никола-Ленивец.

В трехстах километрах от Москвы, на реке Угре, где некогда произошла финальная стычка русских войск с татаро-монголами, появился уникальный заповедник. Только водятся здесь не зубры и куропатки, а художники и архитекторы. И показывают не приметы старины, а самое что ни на есть новое и модное искусство.

Все началось почти два десятилетия назад, когда живописные угорские поля облюбовал концептуальный мастер Николай Полисский. Керамист по образованию он первым придумал «скрестить» галерейные идеи и народные промыслы. Проще говоря, Полисский превратил село Никола-Ленивец в своего рода «чистый холст», а местных жителей — в сотрудников художественной мастерской. С ними он возводил башни из лозы, зиккураты из сена, инсталляции из снеговиков. Только здесь можно было увидеть древнеримские акведуки (арочные конструкции, похожие на мосты), выложенные из ледяных блоков, или телевизионные вышки, сплетенные наподобие корзины.

Среди гречишных полей архитектор Александр Бродский возвел «Ротонду», концептуальное здание с винтажными дверями, которое служит смотровой площадкой.Начинание Полисского имела два позитивных результата. Во-первых, Москва, а потом и весь мир узнали, что в России появился самобытный и ироничный лэнд-арт (что это за направление — см. ниже). Во-вторых, жители Никола-Ленивца меньше стали пить без повода, поверили в свои творческие силы и воспарили духом. Калужских крестьян начали приглашать на арт-фестивали, а в прошлом году они докатили и до Венеции.

Сила никола-ленивецкого искусства была в его природной архаике, играх с архитектурой, в его глубоких связях с пейзажем и образом русской жизни. Еще один момент арт-промыслов был созвучен душе любого интеллигента — акции Полисского превращались в захватывающий опен-эйр, когда можно было вырваться за пределы МКАД и оказаться среди парка невиданных аттракционов с критиками и кураторами, разгоряченными исконными напитками.

Вулкан из лозы «завалился» на один бок и с подпорками стал похож на Пизанскую башню.Как бы то ни было с напитками, но довольно скоро из творческих порывов «Полисского и Ко» возник фестиваль с приглашенными гостями. Уже не только аборигены, но и пришлые художники могли, вдохновляясь видами лесов, полей и рек, создавать свои произведения. За четыре года смотра «Архстояние» (название феста происходит от знаменитого «Стояния на Угре», события XV века, избавившего Русь от татаро-монгольского ига) здесь создано три десятка объектов. Среди самых эффектных — аллея «Граница империи» (огромные столбы-бревна, на которых сидят двухголовые орлы), огромный бык из деревянных стропил (такой, будто его делал Пикассо), «Дом над лесом» (эдакая концептуальная избушка на курьих ножках) и даже «Площадка для наблюдения за облаками».

Однако, то что было сделано в конце июля на «Архстоянии-2009» превосходило все прежние ленивецкие аттракционы. Замечательный архитектор Александр Бродский на гречишном поле (его засадили французские дизайнеры, учившиеся в Версале) выстроил павильон «Ротонду». Крыша ротонды служит смотровой площадкой. На другом поле (через дорогу) Полисский с крестьянами возвели из лозы огромную башню-трубу «Вулкан» (внутри печь, из которой идет дым). Такой размах редко и в столице встретишь.

С помощью нехитрых деревенских конструкций художники Никола-Ленивца создают изысканные пейзажи.

Итак, если вы уже переросли Дисней-ленд и однообразные столичные вернисажи, если сидение на даче вас уже не бодрит, душа просит новых впечатлений — вам в Калужскую область. Три с половиной часа дороги (только в одну сторону) с лихвой окупятся местными красотами.

*Лэнд-арт и его корифеи
Насекомых в деревне много – не только реальных, но и художественных. Land art — (земляное искусство) направление, появившееся в 1960-х годах, когда художники для создания пространственных произведений стали использовать реальный пейзаж. Энтузиасты лэнд-арта (Роберт Смитсон, Ричард Лонг в Великобритании) прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций «первозданные» ландшафты. Большинство из таких шедевров (например, огромный «Спиральный мол» Смитсона) публика могла созерцать только на фотографиях.

Как доехать до Никола-Ленивца
По Киевскому шоссе (продолжение Ленинского проспекта) примерно 100 км, до поворота на Малоярославец. Затем (не заезжая в Малоярославец) 40 км до города Медынь, далее, в центре Медыни, поворот налево (по направлению на Рославль). Примерно 23 км. по Рославльскому шоссе, у деревни Воронки, поворачиваем налево. Дальше 20 км по грунтовой дороге до поселка Острожное, где поворачиваем направо. Через 15 км у деревни Звизжи въезжаем в Угорский заповедник, через 3 километра достигаем Никола-Ленивца. Подробная схема проезда: http://arch.stoyanie.ru/ru/skhema-proezda