23 сентября открывается III Биеннале современного искусства – фестиваль, где выступит весь цвет галерейно-музейной сцены. «ВД» выделил 10 площадок, на которых развернутся самые интересные проекты.

Чихару Шиота. «В тишине»

Почти полвека, с того момента, как биеннальное движение распространилось по планете (хотя до сих пор самый известный смотр – в Венеции), у этого фестиваля появились свои негласные законы. Во-первых, биеннале проходит раз в два года (отсюда и название; оно, кстати, женского рода). Во-вторых, у каждой биеннале, будь она в Стамбуле или в Праге, имеется главная выставка, которая собирается приглашенным куратором (либо командой кураторов). Наконец, в-третьих, биеннале – это ярмарка идей, произведения здесь не продаются (хотя никто не запрещает договориться с художником после выставки). Идеи должны быть актуальными, вопросы - острыми, решения – неожиданными. В конце концов, любая биеннале – это туристический аттракцион для поднятия престижа страны.
Москва, где биеннале проводится в третий раз, - следует по накатанному пути. Главные составляющие на лицо: первые имена искусства, сеть модных вернисажей и приемов по всем городу. Один огромный проект плюс 40 сопутствующих выставок (и это только официально). Увидеть все за месяц-два нет никакой возможности.
Для освоения этого праздника арта есть два пути. Те, кто просто хочет «быть в курсе», - сходите на главный проект и в пару музеев на большие выставки (допустим, в Третьяковку и музей на Петровке). Второй – следуйте по маршруту «ВД», прибавляя к нему собственные открытия.

Центр современной культуры «Гараж»
«Против исключения»
Главный проект Биеннале
25 сентября – 25 октября / Образцова, 19а. / 645-05-20

Тони Крэгг, «Красная фигура» Эту выставку готовит французский куратор Жан-Юбер Мартен. Он некогда руководил парижским Центром Жоржа Помпиду, главным полигоном актуального искусства. Но чаще работает как независимый создатель проектов. В принципе, его творение в «Гараже», собранное из работ восьми десятков художников, будет сюрпризом для всех – в этом, собственно, вся соль затеи. Правда, в предварительных разговорах господин Мартен уже намекнул, к чему нам стоит готовиться. Он яростный противник заумных концепций и в то же время почитает искусство неформатное (вывозит из Африки шаманов, однажды, например, устраивал выставку алтарей). Короче, будьте готовы к тому, что рядом с раскрученными «АЕС+Ф» и Спенсером Туником окажутся австралийцы или художники Океании («А почему их должны исключать!?» – восклицает куратор), а около картин будут лежать предметы неясного свойства (типа ковра из бутылочных крышек). Все это нужно воспринимать на уровне простых чувств – если чего-то не понимаете, значит так и надо. «Неправильно думать, что культуры зарубежных стран нам недоступны. Обычно и минимальной информации бывает достаточно для того, чтобы настроить нашу восприимчивость», - вот девиз гаражного шоу. Благо, среди приглашенных Жаном-Юбером много наших арт-звезд: от Кошлякова и Осмоловского до вездесущих «Синих Носов».

Третьяковская галерея
«Не игрушки»
23 сентября — 8 ноября / Крымский Вал, 10. / 8-499-230-77-88
Игрушки Дианы Мачулиной / «Не игрушки»«С эпохи дада и сюрреализма игрушка становится одним из самых доступных и одновременно опасных материалов современного искусства, способным обрушить любые культурные иерархии», - так предуведомляют зрителей создатели остроумного музейного проекта. А среди них, между прочим, Ирина Лебедева, совсем недавно ставшая новым директором Третьяковки. На Крымском Валу развернется своеобразный филиал «Детского мира». Только не с привычными барби и покемонами, а с фетишами художников-инфантилов. Мы будем прослеживать приключения игрушек в арт-мастерских с 1930-х годов до наших дней. Один только жуткий Буратино концептуалиста Макаревича дорогого стоит. Не будем открывать все подробности – помешает правильно впасть в детство. К слову, по соседству в залах открывается еще одна роскошная выставка - «Бумажная архитектура» (тем, кто не знает, что это за архитектура такая и почему она «бумажная» — идти обязательно).

Baibakov art projects
Люк Тюйманс
26 сентября — 29 ноября  / Берсеневская наб., 6, 3 этаж. / 517-05-81
Люк Тюйманс. СталкерБельгийский художник пишет картины маслом. И при этом он страшно востребован. Его рвут на части все музеи современного искусства. Вот парадокс, который будет покруче парадокса живописца Шилова. Смотришь на размашистые холсты этого любителя старых мастеров и думаешь: ну что в них нашли? А находят в них страх как много всего. Холсты Туйманса, как черный ящик фокусника, – мало того, что со вторым дном, так еще на этом дне скрыты леденящие душу вещи. Кисть художника объясняется намеками – она может спокойно копировать телевизионный кадр. На поверку окажется, что этот кадр снят в газовой камере, в другом месте – невинный пейзаж оборачивается триллером с притаившимся снайпером, в третьем – ню из реалити-шоу. Короче живопись нового века – Шилов нервно курит.

Галерея «Проун» (арт-центр «Винзавод»)
«Кудымкор – локомотив будущего»
27 сентября — 18 октября / 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6 / 916-09-00
Петр Субботин-Пермяк /«Кудымкор -локомотив будущего»На «Винзаводе», как и следовало ожидать, - бесконечный парад вернисажей. Открывается даже новая галерея (художника Жоржа Пузенкова). Явно никого не оставит равнодушными немецкий «Город рабов» - жуткие скульптуры людей-мутантов (под это дело отдан Цех Красного). Однако мы решили выделить выставку, где классика переплетается с актуальными идеями. Известный куратор и историк Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков открывают столичной публике Петра Ивановича Субботина-Пермяка, художника, которой в 1920-е годы перенес идеалы авангарда в сибирское село Кудымкор. Что из этой затеи вышло, как утопические и авангардные идеи поживают в наши дни, — основная интрига проекта. Выставка имела большой резонанс в Перми.

Центральный Манеж
Владимир Тарасов
Борис Михайлов
21 сентября — 25 октября / Манежная пл., 1. / 926-28-28
Московский дом фотографии во главе с неутомимой Ольгой Свибловой вынужден был урезать свои планы по финансовым причинам. Но это не помешало выбрать для выставки в Манеже двух мировых звезд. Музыкант Владимир Тарасов давно выше за рамки барабанной установки и еще с Кабаковым делал аудио-визуальные инсталляции — примерно то же самое ожидает нас и в этот раз под названием «Звуковые игры». Украинский фотограф Борис Михайлов делает откровенные, провокативные снимки постсоветских людей и ландшафтов. В таких случаях нужно быть готовым к шоковой терапии в стиле фильма «Груз-200».


Арт-центр «М’АРС»
Фестиваль цифрового искусства ArtDigital

До 2 октября / Пушкарев пер., 5 / 623-56-10
Фестиваль цифровой фотографииТем, кто хочет приобщиться к самому передовому из изобразительных искусств — к цифровому формату, нельзя пропустить коллективную выставку. Которую делает большой знаток видеоарта Антонио Джеуза. Еще один пример того, как авторитетный фестиваль «подверстали» к Биеннале — может, оно и к лучшему. Тем более, что тема у художников, работающих с новыми технологиями, логично продолжает биеннальную - «Другие». Мечты об альтернативе, фантазии об инаковости, борьба с мейнстримом. Говорят, только в виртуальности это и возможно. Среди художников много новичков — шанс отследить завтрашних звезд. Обратите внимание, выставка идет очень недолго.

Фонд «Екатерина»
«Лицо. Образ. Время»
До 13 декабря / Кузнецкий Мост, 21/5. / 621-55-22
Лев Бакст. Эскиз костюма к спектаклю «Дафнис и Хлоя»Частное собрание супругов Семенихиных давно уже имеет музейный статус — они закупили лучшее из галерейного арта 1990-х (включая, конечно, Кулика). Кроме того, в их коллекции имеется классика и авангард. Теперь решено соединить все вместе и показать, как художники ХХ века воспринимали и представляли человека. Понятно, что иногда узнать человеческое лицо на картинах невозможно, а некоторые образы и вовсе бесчеловечны. В любом случае, выставка — отличный вариант для тех, кто устал от традиционных музеев.



ЦУМ
«Пространственная литургия №3»
23 сентября — 23 октября / Петровка, 2
Дмитрий Булныгин. /Пространственная литургия №3Эту выставку готовит Олег Кулик. Если кто не помнит – это гений перфоманса, прославившийся образом человека-собаки (бегал голышом на четвереньках и кусался). Нынче на сигаретных парах Олега уносит в мистические дали. Он грезит новым религиозным искусством и духоподъемными обрядами. В Париже он ставил оперу-мистерию, в Москве пытается устроить выставку, похожую на теневой театр (старые перфомансы будут воспроизводиться на белом экране). Из темноты выплывут произведения кумиров и соратников Кулика – ни много ни мало, он хочет рассказать о своем видении искусства за 40 лет. Главное тут – проникнуться куликовским пафосом. Впрочем, с Олегом в любом его состоянии скучно не бывает.

Метро Волжская
«Спальный район»
27 сентября — 25 октября / Ул. Краснодонская
Марина Черникова / Спальный районОдин из аттракционов Биеннале — появление искусства там, где его не ждешь. В спальном районе, например. Известно, что художники часто облагораживают маргинальные территории — заводы, фабрики, сквоты. В данном случае - акция солидарности с жителями окраин. 70 художников сделают 70 железных кроватей и установят на протяжении всей улицы. Что называется, искусство в массы. Заодно и прилечь можно.




 


А также:

ЦДХ
«Арт-Москва»
23–27 сентября/ Крымский Вал, 10 / 8-499-238-96-34 
Здесь как раз искусство можно купить. Самая авторитетная ярмарка современного искусства резонно решила, что Биеннале — лучшее время для торговли. Впрочем, в Дом художника стоит идти для того, чтобы увидеть, чем жили все наши галереи прошедший сезон, и ради некоммерческих выставок. Одна видеопроекция на 35 метров — говорят, очень захватывающее зрелище.


Внимание - конкурс! Напишите рецензию на одну из выставок в рамках Московской биеннале, отправьте текст на info@vashdosug.ru и выиграйте приз от журнала «Ваш Досуг».