К 100-летию «Русских балетов» Сергея Дягилева в Париже Третьяковка на Крымском валу открыла пышную выставку: декорации, костюмы, афиши, фотографии и — главное — занавес, расписанный самим Пикассо.
Пабло Пикассо. Занавес к балету «Голубой экспресс» 1924 г.
Театральный музей Виктории и Альберта, Лондон
Меценаты и антрепренеры появились задолго до Дягилева. Промышленники, купцы, дворяне — все стремились приобщиться к искусству. Однако, не взирая на баснословные денежные вливания в культуру, эти персонажи всегда оставались в мире искусства людьми посторонними. Никому ведь не придет в голову сказать - «морозовский театр» или «строгановская живопись». А вот «дягилевский балет» - запросто, хотя сам Дягилев не мог исполнить даже простейшего танцевального па. Несмотря на отсутствие художественных способностей, он обладал одним очень ценным талантом – эстетическим чутьем. А оно, наравне с акульей деловой хваткой, в артистическом мире считается явлением исключительным.
Век назад о богатстве отечественной культуры знали только в России. Дягилев совершил то, благодаря чему его не забудут никогда – познакомил Запад с миром русской богемы. Весной 1909 года пульмановские мягкие вагоны доставили в Париж труппу Дягилева, в которую входили малоизвестные во Франции Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и художники Александр Бенуа и Леон Бакст. Спустя несколько месяцев парижанки уже будут носить прически «как у Павловой», а тогдашний король моды Поль Пуаре, впечатленный «русской экзотикой», оденет местный бомонд в костюмы на манер «Половецких плясок» и «Пира».
Ни до, ни после «Сезонов» (а они проходили каждое лето с 1909 по 1928 год и не отменялись даже в годы революции и Первой мировой войны) такого увлечения русской культурой Запад не переживал. После 1917-го «Дягилевский балет» - уже не просто национальная экзотика, а культурное явление. Дягилев начинает сотрудничать с ведущими европейскими авангардистами — Пикассо, Матиссом, Дереном, Равелем, Дебюсси... Это странно, но, несмотря на такие мощные заслуги, наш герой закончил жизнь в полной нищете и в унизительной зависимости от своих вчерашних протеже и почитателей. Увы, высокое искусство и коммерческий успех — не всегда синонимы. В этом — крах Дягилева как продюсера и его триумф как художника.
В этом году по всему миру отмечается 100-летие «Русских сезонов». Крупные выставки уже прошли в европейских столицах — Париже, Брюсселе, Лондоне, Монте-Карло (к слову, в Монте-Карло на протяжении 18 лет благодаря покровительству короля Альберта I находилась репетиционная база дягилевской труппы, а 50 лет назад там установили памятник Дягилеву). Теперь же крупный проект стартует и в Москве, к которой великий продюсер, кстати сказать, не питал особой симпатии. Считал ее слишком провинциальной и «неевропейской», в отличие от Петербурга.
«Видение танца» готовили два года. Все началось с идеи камерной выставки, которую задумала Зельфира Трегулова – замдиректора Музеев Московского Кремля. Но по ходу дела «камерная выставка» переформатировалась в крупный международный проект. По-другому и быть не могло. Дело в том, что любая вещь — деталь костюма одной из дягилевских постановок, эскиз, рисунок или макет декорации – является объектом вожделения тысяч коллекционеров, живущих в разных уголках мира. Кураторам — а помимо Трегуловой над выставкой работал профессор Калифорнийского университета Джон Боулт и специалисты Третьяковки Евгения Илюхина и Ирина Шуманова — пришлось собирать экспонаты буквально по всему свету. Примерно половина произведений, вошедших в экспозицию, постоянно хранится в Третьяковской галерее. Причем, многие из них никогда прежде не демонстрировались публике. Среди них, к примеру, — работы Бакста, Бенуа, Гончаровой, Ларионова и Рериха. Кроме того, в свое распоряжение кураторы проекта получили уникальные материалы из архивов Оперы Монте-Карло: макеты декораций, костюмы и рисунки. Пространство выставки разделено на несколько тематических зон: классический балет, «ориентализм» и «русская» тема.
Такая структура может сбить с толку тех, кто не знаком с хронологической последовательностью сезонов и их тематикой. Но кураторы и не ставили целью документальную точность. То, что увидят зрители, скорее, призвано передать суть «дягилевского балета» – эклектику, смешение стилей и эпох. Еще здесь можно увидеть афиши, портреты деятелей искусства, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен. Но жемчужиной выставки станет знаменитый занавес Пабло Пикассо, созданный к балету «Голубой экспресс» из лондонского Музея Виктории и Альберта.
«Видение танца. К 100-летию «Русских балетов», 27 октября - 31 января, Третьяковская галерея на Крымском валу
Сергей Дягилев - продюсер культурной революции
К 100-летию «Русских балетов» открыли выставку: декорации, костюмы, фотографии и - главное - занавес, руки самого Пикассо.