История, о которой рассказывают московские музеи, меньше всего похожа на скучные параграфы хрестоматий. Екатерина II здесь носит чепец, Пушкин залезает в долги, а актуальнейшее слово «кризис» оказывается далеко не новым.
Усадьба «Кусково»
Здесь, как в сказочном замке Снежной королевы, — все искрится и сверкает. Звонким хрусталем, блеском золота и снежно-нежной белизной фарфора оживает в усадьбе XVIII век. Но, отправляясь в Кусково, стоит одеться потеплее, ведь во дворце нет электричества, как не было его и в те времена, когда тут располагалась загородная резиденция одного из богатейших вельмож России — графа Петра Борисовича Шереметьева. Зато в этих холодных величественных залах само собой складывается слово «Вечность» — из наборной инкрустированной мебели и черепаховых часов, портретов работы крепостных художников, фламандской, голландской, итальянской и французской живописи... Словом, всей той роскоши, что вот уже три века хранится в усадьбе.
Музей-усадьба «Кусково» Ул. Юности, 2
«Русский интерьер. Эпоха. Мода. Стиль» и «Деньги. Пушкин. Деньги»
После холодного совершенства Кускова особенно приятно будет оказаться в Музее Пушкина. Что почем было в пушкинскую эпоху, как зарабатывали и как тратили, рассказывает экспозиция «Деньги. Пушкин. Деньги». Убедившись в том, что гнетущий денежный вопрос существовал всегда и даже солнцу русской поэзии не удалось избежать бесчисленных долгов, можно перейти к куда более уютной экспозиции «Русский интерьер». Мебель в стиле жакоб, русский ампир и неоготика воссоздают тот особый дух русского сибаритства и культ семейного очага, которым славились московские особняки того времени. Не зря Стендаль написал: «В Москве было от шести до восьми сотен дворцов, каких ни одного нет в Париже. Там все устроено для самого чистого наслаждения». В каждой комнате по-домашнему уютно, а огромные старинные английские часы отмечают каждые 15 минут нежным мелодичным перезвоном.
Государственный музей А.С. Пушкина Ул. Пречистенка, 12/2, до 1 декабря
«Лики истории в европейском искусстве XIX века»
Какие сюжеты будоражили воображение художников и обывателей XIX века, можно узнать на выставке в рамках знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». На сей раз в ГМИИ — совместная гастроль музыкантов-виртуозов и живописных шедевров из Лувра, Галереи Тейт, берлинской Галереи старых мастеров... Полотна прерафаэлитов, Энгра, Делакруа, русских художников — живые свидетельства того времени, когда Европа вступала в эпоху войн и революций. Слово «кризис», столь актуальное сегодня, как нельзя лучше подходит и к веку XIX, когда «великие утешители» Ницше, Фрейд и Маркс стремительно завладевали умами, а их современники готовились бросить в топку истории устаревшие идеалы.
ГМИИ им. А.С. Пушкина Ул. Волхонка, 1 декабря — 7 февраля
«Видение танца. К 100-летию „Русских балетов“ Дягилева в Париже»
Самый масштабный проект сезона — среди участников престижнейшие музеи и частные коллекции мира. От одних только имен — Пикассо, Матисс, Рерих, Бакст, Ларионов и Гончарова — захватывает дух. А если к именам художников, работавших над «Русскими балетами» Дягилева, присовокупить имена легендарных композиторов, хореографов, танцоров и модельеров, получится выжимка из всего самого яркого, что случилось в мировом искусстве первой половины XX века. Роскошные костюмы, винтажные фотографии, уникальное видео и множество другого «самого-самого» — как иллюстрация педагогических талантов Сергея Павловича Дягилева, который бережно выращивал гениев от искусства, позже покоривших весь мир.
Третьяковская галерея на Крымском валу Ул. Крымский Вал, до 31 января
«Русские художники-путешественники»
Выставка из фондов графики XVIII — начала XX века
Петр I, прорубивший для нас окно в Европу, ввел моду на путешествия и светскую живопись. Вот и появился в России спрос на изображения, призванные «сообщить... соотечественникам виды... стран и памятников». Специально для удовлетворения сего спроса каждая дипломатическая миссия и экспедиция с конца XVIII до середины XIX века снабжалась... нет, не соответствующей аппаратурой, а художником, который занимался «снятием видов». О своих путешествиях, увиденном и удивившем, рассказывают на выставке Брюллов, Левитан, Репин, Шишкин, Суриков, Рерих, Бакст, Кандинский, Ларионов и многие другие классики.
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке Лаврушинский пер., 10 / 7, до 17 января
«Великая Екатерина»
Именно она — принцесса Ангальт-Цербстская Софья-Фредерика-Августа, а позже матушка-императрица Екатерина Алексеевна — переименовала неблагозвучные Черные Грязи в благородное Царицыно и начала весь этот сыр-бор с постройками и перестройками в новой усадьбе. Вот и восхваляют государыню в Царицыно по-царски — бесчисленное количество живописных и графических портретов Екатерины Великой (от «Екатерины в чепце» до «Екатерины в трауре») перемежаются документацией о произведенных ею реформах и осуществленных при ее царствовании завоеваниях. Действительно, стоит отдать должное императрице — карты и документы, повествующие о внешней и внутренней политике екатерининской эпохи, демонстрируют материнскую заботу немецкой принцессы о своем новом Отечестве.
Усадьба «Царицыно» Ул. Дольская, 1
Музей Москвы
Музей Москвы предлагает около двадцати экскурсионных программ и маршрутов. Одни из самых популярных — экскурсия по выставке «Москва на рубеже веков. Конец ХIХ — начало ХХ веков» и лекторий по произведениям главного летописца московского быта и нравов того времени «Москва Гиляровского». Здесь можно заглянуть в фотоателье и аптеку, лавку колониальных товаров и трактир, вспомнить московские традиции, послушать байки. Одна из самых интересных экскурсий — «Время и мода»: тут собраны наряды, в которых щеголяли столичные франты и франтихи, и можно наглядно проследить, как менялась московская мода на протяжении девяти веков.
Музей Москвы, Новая пл., 12
«Генеральная баталия»
«И грянул бой, Полтавский бой! / В огне, под градом раскаленным, / Стеной живою отраженным, / Над падшим строем свежий строй / Штыки смыкает». Перед походом на шикарную экспозицию, только приехавшую из Петербурга, неплохо было бы перечитать если и не учебник истории, то пушкинскую «Полтаву». Тогда будет понятен масштаб события и его главные герои. Сражение за выход к северным морям, как мы знаем, в 1709 году закончилось триумфом Петра I и гибелью могущественного шведского короля Карла XII. Вряд ли кого-то захватят схемы и карты сражения, но портреты всех лидеров тогдашней Европы, как и трофейное оружие, внимание мужчин привлекут точно. Впрочем, три раздела выставки покоряют буквально всех: почти полный гардероб Петра (который даже в Питере редко показывают), картины с празднеством победы в Москве (стоит поучиться народным гуляньям) и, наконец, посольские дары. Дорогого (в прямом и переносном смысле) стоит прибывший из Дрездена сапфир, подаренный Петром Августу Сильному — самый большой в мире, да еще и в форме носа.
Музеи Кремля (Успенская звонница и Одностолпная палата), Кремль, до 10 марта
«Бородино»
Чтобы доехать до музея-заповедника, посвященного битве при Бородино и истории Отечественной войны 1812 года, придется воспользоваться электричкой или загородным автобусом. Но поездка стоит того: лучше один раз постоять на легендарном поле и ощутить все величие этого места, чем сто раз увидеть его в кино. Кроме того, это крупнейший музейный комплекс, который предлагает посетителям более десятка экспозиций. На главной из них — «Бородино — битва гигантов» — можно увидеть настоящие военные реликвии: российские и французские мундиры, оружие, документы и карты, даже осколки гранат и свинцовые пули. А еще живописные эскизы художника-баталиста Франца Рубо — того самого создателя монументального полотна московской «Бородинской панорамы». Детям особенно интересна будет выставка военной игрушки: тут собраны солдатики самых разных эпох.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник Село Бородино, Можайский р-н, Московская обл.
«Палаты в Зарядье»
В XVI веке территория городской усадьбы, где находятся Палаты, принадлежала боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова. Эта постройка — одна из немногих чудом уцелевших памятников Зарядья, старинного района Москвы, безжалостно уничтоженного при строительстве гостиницы «Россия». Как оказалось, теперь Палаты пережили и «Россию». Музей был создан давно, еще в середине XIX века, на волне вновь возникшего интереса к истории. Тогда же, кстати, появилась легенда, будто первый русский царь родился именно здесь. И по сей день палаты с низкими сводами и толстыми стенами — где зимой тепло, а летом прохладно — хранят все подробности боярского быта. Тут много подлинных вещей: иконы и гравюры, кресла и лавки, ларцы и прялки, роскошные изразцовые печи.Но главное — здесь возникает ощущение подлинного, а не бутафорского дома.
Исторический музей, филиал «Палаты в Зарядье», Ул. Варварка, 10
Топ-10: живая история в музеях Москвы
Екатерина II здесь носит чепец, Пушкин залезает в долги, а слово «кризис» оказывается далеко не новым.