В выставочном зале «Домик Чехова» открывается выставка Анатолия Зверева. И это не дежурный показ раритетов, а мультимедийное шоу, которое представляет нам мир одного из самых мощных художников ХХ века.
Об Анатолии Звереве, умершем в возрасте 55 лет в 1986 году, доподлинно известны две вещи. Он был гениальным рисовальщиком и он страшно пил. Знаменитое зверевское пьянство (так же, как пьянство его любимого Саврасова) стало частью романтического образа «свободного художника».
Его друзья, покровители и те, кто просто принимал этого растрепанного бродягу, видели, что пьяный романтизм — оборотная сторона саморазрушения. Но вместе с тем они понимали: достичь такой свободы, полета, экспрессии можно только сильно разогнавшись. У
Можно долго рассуждать о влиянии алкоголя на судьбы русской интеллигенции. Но в случае Зверева это будут досужие банальности: ну да, пил, ну да, бомжевал — мало ли пьяниц на наших просторах. Но любили и ценили его, конечно, за другое: за талант схватывать облик одной линией, за эмоциональный накал росчерков, за силу ассоциаций и метафор (в том числе и в речи).
Его, что показательно, любили женщины. Те, к которым он обращался: «Садись, детуля, я тебя увековечу!». И, правда, увековечивал: зверевские портреты — это невероятный сплав очень личных, интимных чувств и атмосферы
В пору бурного капитализма
Знатокам и экспертам приходилось разгребать завалы подделок и второсортицы. Лишь после того, как галерист Полина Лобачевская устроила в Третьяковке огромную выставку его работ — ажиотаж уступил место вдумчивому изучению. На этот раз уже в качестве хозяйки «Домика Чехова» Полина Лобачевская «дает Зверева» в антураже XXI века — века тиражирования и мультимедиа.
Поэтому выставка строится на двух важных принципах.
«Садись, детуля, я тебя увековечу». Анатолий Зверев — с 4 декабря по 14 февраля
Анатолий Зверев: образец неподражания
Новая выставка Зверева оказалась мультимедийным шоу, которое должно представить нам жизненное пространство знаменитого нон-конформиста.