Получается, что копирование – единственный способ сохранить для истории хоть что-нибудь. Правда пока у нас есть прекрасная возможность наслаждаться оригиналами. Но… Ферапонтов монастырь находится в тысяче с лишним километрах от Москвы, а реставрационные работы ведутся уже очень долго, из-за них к фрескам Дионисия туристов не пускают. Что же касается владимирских росписей, до которых ехать всего четыре часа, то их очень трудно рассмотреть в вечном полумраке собора.
Очень научное искусство
В Академии художеств проходит выставка копий древнерусской живописи.
В Академии художеств проходит выставка копий древнерусской монументальной живописи. Здесь представлены копии росписей Успенского собора во Владимире и собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - художник и исследователь древнерусского искусства Николай Гусев скопировал фрески Андрея Рублева и Дионисия. Разумеется, ни о какой художественной ценности таких копий говорить нельзя, зато их польза для науки очевидна. Благодарить за это надо художницу Лидию Дурново, которая 80 лет назад разработала метод научного копирования. Он предполагает детальное воспроизведение метода работы средневекового мастера с помощью кальки. При этом даже утраты живописного слоя фрески воспроизводятся предельно точно. Это очень важно, ведь оригинальные росписи, к сожалению, быстро разрушаются. Виной тому сырость и плесень, механические повреждения (много росписей было уничтожено во время войны). Необратимые процессы происходят в самом красочном слое - от этого исчезает на глазах “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи.