В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка «Английский постер конца XIX — первых десятилетий XX века». Как выяснилось, в те времена на языке плаката разговаривал не абы кто, а сливки художественной сцены.
Собственно, к большими картинкам с буковками в Британии всегда относились с особым трепетом. Еще в давние времена они любили обклеить рынки и площади своей столицы большими расписными листами. А в последние десятилетия XIX века, особенно после двух международных выставок плаката, каждый художник считал своим долгом порисовать на благо рекламного дела. Кстати, именно тогда новоявленные художники-креативщики придумали тот самый язык плаката, которым все рекламщики мира пользуются по сию пору. Например, Джон Хэсл первый догадался демонстрировать продукт питания крупными планом, к слову сказать — это была горчица. А вот мастером придумывать поэтические образы был Дадли Харди. Достаточно посмотреть на его напечатанную во всех учебниках по истории искусств «Gaiety Girl». Братья Беггартстафф перенесли на афиши подлинный британский юмор.
Но главный из-за кого стоит идти на выставку, это, конечно, Обри Бердсли. Его в свое время прозвали Оскаром Уайльдом от графики.
Их многое роднило и в жизни, и в творчестве: снобизм, эксцентричность и эстетство. Сам драматург любил поговаривать: «Это я выдумал Обри Бердсли», скромно намекая, что фирменная ирония, за которую его недолюбливали современники и потом обожали потомки (например, Джон Ленон), это его заслуга.
Если вы думаете, что не знаете, кто такой Бердсли и почему сейчас вам пытаются его сосватать как знаменитость первой величины, вспомните обложку «Саломеи» того же Уйльда.
Иллюстрации Бредсли до сей поры перепечатывают все издательства мира.
Внимательно приглядитесь к контрастной черно-белой картинке, где царевна наслаждается головой Иоанна, видите контурную линию с плотно заштрихованными пятнами точек и теней. Именно такой приемчик и придавал работам Бердслии изысканность.
Как и все люди декаданса, Бердсли любил внести немного эротизма в свои произведения. Художник рисовал и просто эротические рисунки, но особое удовольствие, кажется, испытывал пытаясь незаметно добавить фривольную деталь публичным иллюстрациям. Его издатель даже грозился просматривать картины с лупой, ибо непристойности могут скрываться в самых мелких деталях!
Такое собрание постеров — практически учебник по истории искусства ХХ века: к созданию рекламы приложили руку и сюрреалисты, и конструктивисты, и футуристы. Кстати, чтобы получить от выставки максимальное удовольствие, советую пред походом в Пушкинский посмотреть пару серий забавнейшего британского сериала «Дживс и Вустер». Тогда вы увидите все представленные шедевры рекламного искусства глазами потенциального потребителя.
Почувствуй себя Вустером: английский постер конца XIX — начала XX века
В ГМИИ им. Пушкина покажут высококлассную британскую рекламу того, чем давно уже не торгуют.