Большинство московских поклонников Чайковского, Гофмана и Шемякина уже успели насладиться балетом “Щелкунчик” на фестивале “Золотая Маска” весной этого года. Эффект новизны и эйфории от предвкушения встречи с неизвестным сейчас отсутствует. Зато выставка в Музее личных коллекций даже немного больше питерской. Хотя есть и потери: макет декораций к балету и рисунки отдельных мизансцен москвичам уже не покажут. И очень жаль, потому что в этом спектакле Михаил Шемякин был не только художником, но и постановщиком.
Стиль Шемякина, гротескный и ироничный, оказался идеальным для балета, созданного на основе эксцентричной сказки Гофмана. Чайковского часто упрекали за то, что он начисто истребил гофмановский мистицизм и сделал из “Щелкунчика” сладенькую рождественскую сказочку. Однако на этот раз художник оказался сильнее композитора, и теперь героев немецкого фантаста можно увидеть почти такими, какими их задумал писатель. Шемякин просмотрел все (!) версии спектакля, имеющиеся в видеозаписях, и решил максимально скопировать стиль эпохи Гофмана (тем паче, что он близок его манере).
“Ты же десятилетиями работаешь над этой темой, сам того не осознавая. Поройся в своих материалах, и увидишь, что занимался этим всю свою жизнь”, – сказал Шемякину худрук Мариинки Валерий Гергиев, приглашая его к сотрудничеству. “В принципе он прав, потому что Гофман – мой любимый писатель. Я иллюстрировал его, когда мне было 18 лет, и многие свои эскизы я использовал”, – комментирует Шемякин.
Шемякин “поражает воображение зрителей и воссоздает сюжет Гофмана без позднейших наслоений”. Так отзываются о спектакле критики. А Музей личных коллекций предлагает вниманию посетителей 115 эскизов костюмов, выполненных тушью и акварелью. Великолепная, неподражаемая, скульптурно вылепленная графика: причудливые силуэты, необычные ракурсы – все то, что публика уже не раз видела в иллюстрациях к “Преступлению и наказанию”, в цикле, посвященном песням Высоцкого, в эскизах к “Любви к трем апельсинам” для той же Мариинки. Шемякин рисует “сказки Гофмана” независимо от того, над чем работает.