На сегодняшний день ландшафтные фотографии Валентина Кузьмина и Лечи Ильясова – это единственная возможность для нас познакомиться с архитектурой Чечни и Ингушетии.
Даже в относительно благополучные советские времена эти средневековая архитектура была явлением малоизвестным и малоизученным. Будет ли у нас возможность наверстать упущенное – неизвестно. Дожди и паводковые воды вымывают раствор из кладки стен, заброшенные башни используются как загоны для скота, а в последние годы к этому прибавилась и война. Башни в селах Шарой и Дере пострадали от обстрелов, склеп в Тагримской котловине уничтожен во время бомбардировки, захоронения разграблены искателями кладов. Многие памятники остались только на фотографиях, которые можно будет увидеть на выставке.
А ведь эта архитектура – мировое достояние. На территории бывшей Чечено-Ингушетии есть христианские храмы и языческие святилища, родовые усыпальницы, башни – боевые и жилые. Интересно, что предки двух древних народов оставили после себя весьма непохожие постройки: ингушские башни имеют более изысканный вид, чеченские – приземисты, с плоскими покрытием. На боевых башнях Ингушетии встречается христианские кресты, выполненные в технике выемчатого орнамента. На чеченских башнях довольно часто можно видеть языческие петроглифы – солярные знаки в виде спиралей, кругов и свастик – по всей вероятности, древние календари. Точных сведений о количестве уцелевших памятников нет. Валентин Кузьмин считает, что на территории Чечни и Ингушетии их около трех тысяч. Сейчас москвичи могут увидеть всего 3,5% этих сооружений и только на фотографиях. Учитывая обстоятельства, спасибо и за это.