Мы решили вспомнить тех,  кто в уходящем году,  на наш взгляд, больше всего повлиял на жизнь изобразительного искусства Москвы.

Жан-Юбер Мартен
главный куратор  3-ейМосковской биеннале
Самой громкой выставкой года, без всякого сомнения, была огромная экспозиция в «Гараже» — «Против исключения», созданная авторитетным французским куратором. Она определила уровень смотра Третьей Московской биеннале. Зрители были потрясены размахом инсталляций. Только тут мы увидели, что это такое — искусство XXI века: технологичное, идейное, дорогое, монументальное. Кроме того, Мартен показал нам художников «периферийных», тех, на кого делают ставку не аукционы, а европейские интеллектуалы (тут были и африканские полотна, и балканские видео, и китайские скульптуры-объекты). В результате вокруг выставки кипели жаркие страсти. Говоря упрощенно, Жан-Юбер Мартен для нашей арт-сцены — то же самое, что Гус Хиддинг для футбола. Иностранец, задавший новые стандарты качества.

Василий Церетели
исполнительный директор Московского музея современного искусства
Внук знаменитого скульптора — Василий Церетели взял на себя кураторство пятеркой выставочных залов, где показывают современное искусство. Оказалось, эта должность для него — в самый раз. Василий, и сам склонный к нестандартным интеллектуальным провокациям, легко нашел общий язык с актуальными художниками. Ну, и кроме того, стал комиссаром русского павильона на биеннале в Венеции. В конце года его музей отмечает 10-летие. Обещают много отличных экспозиций. В любом случае, если сегодня вы придете в залы на Петровке или в Ермолаевском переулке, разочарованы не будете.

Норман Фостер
архитектор, автор проекта реконструкции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Один из самых знаменитых архитекторов мира никак не может смириться с тем, что в Москве пока нет его построек. А на мелочи сэр Фостер не разменивается: то он собирается возводить огромную башню в Москва-Сити (пока проект заморозили), то — перестроить район, который когда-то занимала гостиница «Россия» (тоже перспективы пока туманны). Наконец, недавно он получил правительственный заказ — к 2012 году превратить ГМИИ им. А.С. Пушкина в центр музейной жизни столицы. Для этого архитектор спроектировал целый район на Волхонке, который соединит все корпуса Пушкинского музея. Возникнут ли в этом месте подземные галереи, или все ограничится фирменным фостеровским стеклянным куполом над главным зданием — покажет время. Арт-сообщество с замиранием следит за движением мысли гениального зодчего.

Оксана Мась
художница
Горестные вздохи, что арт-мир Москвы измельчал, а в галереях не появляется новых звезд, раздаются уже не первый год. Однако, те, кто бывает на вернисажах, интересные имена для себя отмечают. Одно из них — одесситка Оксана Мась. Вряд ли имеет смысл относить ее к «молодым». Оксана — зрелый и сильный автор со своим узнаваемым почерком (ее фирменные работы — стулья, столы и гардеробные, сделанные из стальных прутьев и похожие на трехмерные рисунки). В этом году Мась пригласили в международную команду Венецианской биеннале. Повторяется старая история: западные кураторы увидели талант, который в России не был оценен.

Ирина Лебедева
директор Третьяковской галереи
Отставка предыдущего директора Третьяковки и назначение на престижный пост его зама в июле 2009-го вызвали бурю обсуждений в музейной среде. Ирина Лебедева была известна как специалист по авангарду ХХ века, делала экспозиции на Крымском валу. И вот теперь будет отвечать за всю политику галереи. Одни считают ее проводником новых идей, рассчитывают на «омоложение» Третьяковки, другие полагают, что Лебедева — представитель старой школы и не способна на серьезные реформы. Впрочем, человек, который способен объяснить, чем хорош «Черный квадрат» Малевича («Малевич — это как Юрий Гагарин. Он просто нарисовал „Черный квадрат“ первым, обозначил границу между старым и новым искусством») — уже достижение для официозного музея.