Собрание Государственного художественного музея Алтайского края насчитывает более 12 тысяч произведений, большинство из них в свое время собирали по запасникам лучших музеев обеих столиц. Для нынешнего показа в Москве отобрали, само собой, самое интересное. Забавно, что в столицу вернулось немногое: работы местных художников оказались на порядок лучше произведений, подаренных Министерством культуры.
Экспозиция состоит из четырех разделов. Первый знакомит иконописью XVI – начала XX века. Особенно интересны “северные письма” – иконы, в которых язык народного творчества сочетается с канонами “древлего благочестия” и работы иконописца–старовера В.Ф. Балыкина.
Во втором разделе представлены живопись и графика местных художников. Выделяются полотна первого профессионального художника Алтая Г. Гуркина (1970–1937). Особо он любил декоративный пейзаж, что неудивительно, если учесть неземную красоту алтайской природы. Среди произведений Гуркина – программное для этого художника “Озеро горных духов”.
Красоты Алтая не оставили равнодушными и столичных мастеров. Третий раздел экспозиции – это произведения московских и питерских художников, созданные под впечатлением поездок на Алтай. Эти путешествия сыграли большую роль в творчестве многих художников, среди которых Е. Древин, Н. Удальцова и классик “сибирского стиля” Н. Шулпинов, чей “Горный пейзаж”, говорит о хорошем знакомстве мастера с традициями постимпрессионизма.
И, может быть, самое интересное – русская живопись XVIII – XX века из фондов Барнаульского музея. Полотна В. Тропинина, И. Крамского, К. Маковского, И. Айвазовского, В. Поленова и И. Шишкина, когда-то переданные Третьяковкой, на несколько недель вернулись в Лаврушинский переулок.