В Музее личных коллекций открылась выставка “Облака, застывшие на шелке”. В экспозиции – часть великолепного Таировского собрания среднеазиатских икатов (шелковых тканей, вытканных по особой технологии). За 25 лет профессор Таир Таиров собрал потрясающую коллекцию. Ее украшением являются праздничные шелковые одеяния. Большинство экспонируемых предметов относится к XIX веку – периоду расцвета шелкоткачества, но на выставке также представлены более старые вещи. Любой экспонат уникален, потому что каждая ткань – живописный шедевр, который невозможно воспроизвести ни в каком другом материале.
Секрет красоты восточных тканей заключался не в сложности узора или выразительных цветовых сочетаниях, а в особой технике выполнения декора. Заготовки кустарных тканей окрашивали по особой технологии, так что на сотканном изделии контуры узоров получались размытыми. Местные мастера свое ремесло называли персидским словом “абрбанди” – “связанное облако”. В Европе такие ткани стали называться икатами. Но эта выставка замечательна не только тем, что посетитель сразу же попадает в восточную сказку. Совершенно неожиданно коллекция традиционных восточных тканей становится страницей истории русского изобразительного искусства.
Что же могли позаимствовать русские живописцы у мастеров Туркестана, которым Коран категорически запрещает изображать что-либо, кроме орнаментов и культовых построек? Конечно же, безумную (на взгляд европейца) цветовую палитру среднеазиатских шелков!
Если вспомнить русских художников, то проще перечислить тех, кто не отдал должного “басурманскому” искусству. Все более-менее интересные художники середины XIX – начала ХХ века, от реалиста В. Верещагина до экспрессиониста
А. Волкова, оказались под влиянием восточной колористики. Даже для обывателей знакомство с роскошью и великолепием Востока становилось культурным шоком. Что тогда говорить о такой тонкой и нежной натуре, как российский живописец! Приходите на выставку Туркестанских икатов, и русское искусство станет вам ближе и понятнее!