Успех выставки “Амазонки авангарда” привлек внимание публики к творчеству российских художниц начала ХХ века. В новом сезоне имя одной из них, Ольги Розановой, решили напомнить кураторы Московского центра искусств. Столетие назад она была самой заметной среди женщин, которые создавали новое искусство. “Первой художнице Петрограда О. Розановой” – такое посвящение в 1913 году поместил на своей книжке “Возропщем” поэт-футурист Алексей Крученых. Живописный дар Розановой высоко ценили Маяковский, Родченко и Петр Митурич.
“Бубновая дама русского авангарда” – неслучайное название для выставки произведений этой художницы. Как и другие участники “Бубнового валета”, Ольга Розанова многое позаимствовала из народного искусства: лубков, вывесок, афиш. Но cкандальное название творческого объединения было не только вызовом наивно-романтичной публике, привыкшей к наименованиям вроде “Голубой розы” и “Золотого руна”. Художники не обошли вниманием игральные карты. Их примитивный, но емкий язык привлекал творцов-новаторов.
Летом 1914 года Ольга Розанова начала работу над серией из десяти линогравюр, посвященных карточным играм. Через год живописная серия из одиннадцати полотен появилась на Выставке картин левых течений. Кураторам нынешней экспозиции в МЦИ с огромным трудом удалось собрать ее почти полностью. К концу 1930-х многие произведения мастеров авангарда были убраны в музейные закрома, разрознены и распределены по отдаленным музейным хранилищам. А на парадные стены музеев были вывешены совсем другие “шедевры”.
Наследие Ольги Розановой пришлось собирать буквально по всей стране. Среди участников экспозиции – по два музея из Москвы и Санкт-Петербурга, Астраханская картинная галерея, музейные собрания Ульяновска, Самары, Краснодара, Нижнего Новгорода и Иванова. Не обошлось и без столичных коллекционеров – только благодаря собирателям-энтузиастам сохранились многие шедевры ХХ века, вовремя не оцененные музейщиками.