«Ваш досуг» выбрал главные арт-события февраля, которые  — несмотря на невеселые прогнозы синоптиков  и скептиков от арта — обязан посетить каждый любитель искусства, современного и не очень.

«Рестроспектива». Михаил Одноралов
Третьяковская галерея
5-28 февраля

Михаил Одноралов представил себе мир без политики в то время, когда только очень смелые художники могли позволить себе быть независимыми. Он участвовал в подготовке знаменитой «бульдозерной» выставки и помогал друзьям и коллегам показать себя на квартирных выставках в обход цензуры. Его натюрморты, сделанные в советское время, сочетают в себе интерес к городскому фольклору и его противоположности — европейской абстракции. В конце 1970-х годов Одноралов эмигрировал в США, но не застыл в прошлом. Так же легко, как родной Арбат, в его живопись вошел Манхеттен и новые сюжеты, например, абсурдистская сказка об Алисе в Стране чудес. Первая персональная выставка на родине станет открытием для зрителя, и ряд своеобразных мастеров нонконформизма пополнится новым именем.


«Очевидность». Семён Файбисович
Государственный музей современного искусства
До 28 февраля


Когда-то его работа ушла на Sotheby’s за 500 тысяч долларов, и теперь всегда  художника представляют публике как самого дорого из живущих на просторах РФ. Хотя первая часть проекта, представляемого на выставке создана тогда, когда он еще не ходил в самых дорогих, зато уже слыл просто хорошим. Фотоснимки, запечатленные еще в начале 90-х сначала производят впечатление бракованных: слепые пятна, эффекты остаточного зрения, негативы, отпечатывающиеся на внутренней стороне закрытых век. Эти визуальности накладываются на предельно нейтральную картинку, вроде неба или поверхности воды. Выводы несложно сделать самим. Во второй, новейшей части «Разгуляй» художник использует мобилографию: увеличивает крошечную цифровую картинку в несколько раз, имитируя на холсте пиксели и фотографическое зерно. Среди героев: бомжи, странные дедки, щелкнутые на мобилу, что по Файбисовичу «адекватный портрет новый эпохи».


Вагричп Бахчанян
Stella Art Gallery
До 9 апреля


Галерея представляет его выставку сразу на двух площадках. Вагрич Бахчанян не без иронии называл себя «художником слова». С его языка афоризмы сошли прямо в лексикон современной интеллигенции. «Бумажник — оружие пролетариата!» и «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» часть населения до сих пор считает народными. Собственно, его коллажи сделаны из той же смеси антисоветчины, иронии, мизантропии и хорошего вкуса. Увидит можно две серии работ мастера, которые он создал еще в 70-80-х. Первая — «Голая Правда» была создана сразу после эмиграции. Несильно одетых девушек в весьма фривольных позах художник совместил с вырезкой из главной коммунистической газеты «Правда», наглядно продемонстрировав порнографическую природу обоих явлений. Броские заголовки коммунистической передовицы становятся прямым комментарием к сексуальным сценам. Вторая — серия карикатур «Американцы глазами русских» — это укрупненные фрагменты советских карикатур, демонстрирующих «звериный оскал империализма». Бахчанян был человеком редкого остроумия и обладал на редкость ясным парадоксальным мышлением, так что отнести его куда-нибудь не просто. Но для простоты и согласно традиции этого автора можно назвать концептуалистом.


«Мертвые письма». Хаим Сокол
Галерея «Триумф»
До 19 февраля


Хоть этот относительно молодой израильтянин и народился на отечественной арт-сцене всего три года назад, но уже воспринимается как родной. Ибо и его язык и сознание плоть от плоти отечественного концептуализма. Главный мотив этой выставки — утраченное, материал — ржавое железо. Сокола занимает вымирающий эпистолярный жанр, в этой экспозиции письма действительно мертвые: связки проржавевших посланий, обугленный клочки исписанные чьим-то мелким почерком и конверты, которые уже никто уже не востребует. Тут у кого хочешь появятся странные ощущения, будто в где-то груди кто-то на соду налил газировки.


«Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
С 22 февраля


Сама коллекция сложилась при забавнейших обстоятельствах — наследники великого художника отдали налоги французскому правительству натурой. И теперь, когда сам парижский Музей Пикассо закрыт на реконструкцию, экспозиция гастролирует по миру. В ГМИИ выставку (которая проходит в рамках года Франции, а потому, ясное дело, обставлена с большим шиком), состоящую из лучших полотен как раннего «голубого» периода, так и позднего, послевоенного. Последний для российского зрителя представляет особенный интерес, просто потому что он его толком никогда не видел. Из любопытных фактов: послевоенный период очень любят упрекнуть в утрированном эротизме и все лучше раскупают западные коллекционеры. Кстати, выставка привлекательна для посетителя еще и тем, что гастрольные работы соединят с произведениями из собрания ГМИИ — в частности знаменитую «Девочку на шаре» повесят рядом с ее «сестрами» по периоду. Кроме того, в экспозиции представлено «русское измерение» Пикассо, который был связан теплыми отношениями со многими выходцами из нашей страны. Например, можно увидеть портрет балерины Ольги Хохловой, первой жены художника, а также фотографии из его архива с личными автографами участников дягилевской труппы.