«Ваш досуг» выбрал главные арт-события февраля, которые — несмотря на невеселые прогнозы синоптиков и скептиков от арта — обязан посетить каждый любитель искусства, современного и не очень.
«Рестроспектива». Михаил Одноралов
Третьяковская галерея
5-28 февраля
Михаил Одноралов представил себе мир без политики в то время, когда только очень смелые художники могли позволить себе быть независимыми. Он участвовал в подготовке знаменитой «бульдозерной» выставки и помогал друзьям и коллегам показать себя на квартирных выставках в обход цензуры. Его натюрморты, сделанные в советское время, сочетают в себе интерес к городскому фольклору и его противоположности — европейской абстракции. В конце
«Очевидность». Семён Файбисович
Государственный музей современного искусства
До 28 февраля
Когда-то его работа ушла на Sotheby’s за 500 тысяч долларов, и теперь всегда художника представляют публике как самого дорого из живущих на просторах РФ. Хотя первая часть проекта, представляемого на выставке создана тогда, когда он еще не ходил в самых дорогих, зато уже слыл просто хорошим. Фотоснимки, запечатленные еще в начале
Вагричп Бахчанян
Stella Art Gallery
До 9 апреля
Галерея представляет его выставку сразу на двух площадках. Вагрич Бахчанян не без иронии называл себя «художником слова». С его языка афоризмы сошли прямо в лексикон современной интеллигенции. «Бумажник — оружие пролетариата!» и «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью» часть населения до сих пор считает народными. Собственно, его коллажи сделаны из той же смеси антисоветчины, иронии, мизантропии и хорошего вкуса. Увидит можно две серии работ мастера, которые он создал еще в 70-80-х. Первая — «Голая Правда» была создана сразу после эмиграции. Несильно одетых девушек в весьма фривольных позах художник совместил с вырезкой из главной коммунистической газеты «Правда», наглядно продемонстрировав порнографическую природу обоих явлений. Броские заголовки коммунистической передовицы становятся прямым комментарием к сексуальным сценам. Вторая — серия карикатур «Американцы глазами русских» — это укрупненные фрагменты советских карикатур, демонстрирующих «звериный оскал империализма». Бахчанян был человеком редкого остроумия и обладал на редкость ясным парадоксальным мышлением, так что отнести его куда-нибудь не просто. Но для простоты и согласно традиции этого автора можно назвать концептуалистом.
«Мертвые письма». Хаим Сокол
Галерея «Триумф»
До 19 февраля
Хоть этот относительно молодой израильтянин и народился на отечественной арт-сцене всего три года назад, но уже воспринимается как родной. Ибо и его язык и сознание плоть от плоти отечественного концептуализма. Главный мотив этой выставки — утраченное, материал — ржавое железо. Сокола занимает вымирающий эпистолярный жанр, в этой экспозиции письма действительно мертвые: связки проржавевших посланий, обугленный клочки исписанные чьим-то мелким почерком и конверты, которые уже никто уже не востребует. Тут у кого хочешь появятся странные ощущения, будто в где-то груди кто-то на соду налил газировки.
«Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
С 22 февраля
Сама коллекция сложилась при забавнейших обстоятельствах — наследники великого художника отдали налоги французскому правительству натурой. И теперь, когда сам парижский Музей Пикассо закрыт на реконструкцию, экспозиция гастролирует по миру. В ГМИИ выставку (которая проходит в рамках года Франции, а потому, ясное дело, обставлена с большим шиком), состоящую из лучших полотен как раннего «голубого» периода, так и позднего, послевоенного. Последний для российского зрителя представляет особенный интерес, просто потому что он его толком никогда не видел. Из любопытных фактов: послевоенный период очень любят упрекнуть в утрированном эротизме и все лучше раскупают западные коллекционеры. Кстати, выставка привлекательна для посетителя еще и тем, что гастрольные работы соединят с произведениями из собрания ГМИИ — в частности знаменитую «Девочку на шаре» повесят рядом с ее «сестрами» по периоду. Кроме того, в экспозиции представлено «русское измерение» Пикассо, который был связан теплыми отношениями со многими выходцами из нашей страны. Например, можно увидеть портрет балерины Ольги Хохловой, первой жены художника, а также фотографии из его архива с личными автографами участников дягилевской труппы.