В Музее личных коллекций открывается выставка, посвященная 125-летию со дня рождения художника. В экспозиции 16 живописных произведений, около 30 фотографий – иллюстраций к книгам Матвейса по истории искусства острова Пасхи, Африки, Северной Азии, а также традиционная африканская скульптура.
Сегодня известно около 120 полотен, принадлежащих кисти Матвейса. Вниманию публики предложена лишь незначительная часть творческого наследия художника. Но даже она свидетельствует о стремлении Матвейса уйти от прямого отображения реальности к большему обобщению и условности: некоторые его композиции вызывают ассоциации с Мунком, другие напоминают о раннем Гогене. Исследования в области теории искусства занимали художника ничуть не меньше, чем собственно творчество. Художник увлекался итальянским примитивом и внимательно изучал изобразительные традиции Дальнего Востока. Он собирал крупицы художественных сокровищ в тех местах, куда остальные творцы и не думали заглядывать: в этнографических музеях, заброшенных деревушках, на сельских ярмарках. В европейских музеях Матвейс увидел африканскую скульптуру и первым отметил, что это «не детский лепет, а серьезное самостоятельное искусство со своими строгими законами и традициями».
Летом 1910 года художник опубликовал один из первых манифестов авангарда «Русский сецессион». В 1912 – 1913 годах были изданы его книги «Творческие принципы в пластических искусствах» и «Искусство острова Пасхи», опубликовано несколько статей, посвященных принципам нового искусства. Будучи одним из основателей «Союза молодежи», Вольдемар Матвейс сделал многое для становления передового русского искусства. Но он не призывал никого сбрасывать с «парохода современности», а напротив, считал необходимым использовать для «плавания в будущее карты давно забытых капитанов». Вот почему дополнение выставки африканской скульптурой вполне закономерно. В экспозицию также включены произведения Ольги Розановой, Казимира Малевича и Михаила Ларионова – попутчиков Матвейса в этом удивительном путешествии.