Создается впечатление, что картинная галерея Музея изобразительных искусств – это прежде всего французская живопись от импрессионистов до Матисса и Пикассо. Роскошную коллекцию старой французской живописи от публики обычно прячут. Но сейчас мы имеем возможность ее увидеть.
Старым французским мастерам в Музее им. А.С. Пушкина «не везет» даже в мелочах – работы художников XVIII – первой половины XIX века разместились в зале № 13… Еще меньше повезло живописи XVII столетия – постоянно показывается от силы десятая часть того, чем располагает музей. А ведь в большинстве своем это первоклассные работы, от каких не отказалось бы ни одно уважающее себя собрание. ГМИИ – единственный в Европе музей, в котором из трех картин, допустим, Клода Лоррена, постоянно экспонируется только одна. Вот почему выставка полотен «старых французов» – настоящий подарок зрителям.
Знакомы постоянным посетителям музея лишь несколько полотен, недавно вернувшихся из реставрационных мастерских. Ранний шедевр Пуссена «Ринальдо и Армида» засиял новыми красками, а на «Портрете Аделаиды Савойской» обнаружился пленительный парковый пейзаж. Рядом можно увидеть несколько новых приобретений, например «Любовную пару», написанную Симоном Вуэ в 1918 году.
Больше всего картин классицистов: Пуссена, Лоррена и их малоизвестных последователей. Довольно много образцов так называемого крестьянского жанра. Выставлены несколько шедевров «художника королевских охот» Франсуа Депорта и пышная церемония времен короля-солнца, запечатленная художниками мастерской А.Ф. ван дер Мейлена. Есть и безумно модные когда-то, но впоследствии благополучно забытые «рубенситы». Особо упомянем портреты XVII века – историки искусства совсем недавно оценили их по достоинству, и этот раздел будет сюрпризом даже для специалистов.