В СССР Михаил Рогинский был вполне успешным театральным художником и даже преподавал в Народном заочном университете искусств имени Н. Крупской. Его запомнили как одного из немногих преподавателей, которые не стремились вырастить из талантливых самородков недоученных соцреалистов. Главным благом для художника Рогинский всегда считал свободу самовыражения, которая не боится ничего: ни вырваться вперед, ни отстать от моды.
На выставке представлены картины из частных коллекций и музеев Москвы и Парижа, созданные в 1960-х годах на родине и в 1995 – 2001 годах во Франции.
Ранние работы и сегодня выглядят верхом радикализма. Сорок лет назад Рогинский на гигантских холстах писал примусы, газовые плиты, спички. Эти полотна производили ошеломляющее впечатление на советскую публику, воспитанную на академиках и передвижниках. В 1965 году поэт Генрих Сапгир назвал картины Рогинского «русским поп-артом», а современные искусствоведы находят в этих «портретах вещей» корни московского концептуализма. Неудивительно, что работы Рогинского не появлялись на официальных выставках, а сам мастер в 1978 году оказался в Париже. Для следующих поколений русских художников Михаил Рогинский стал культовым персонажем, а его знаменитые картины «Мосгаз», «Дверь» и «Пол. Метлахская плитка» – образцом для подражания.
С годами мастер вплотную приблизился к традиционной живописи. Однако на фоне сегодняшнего «тотального» художественного эксперимента написанные им по памяти очереди в магазинах, толпы на трамвайных остановках и унылые пустые дворы воспринимаются как очередной радикальный жест.