В Москве начинается фотографический нон-стоп. Из лавины выставок VIII Международного месяца фотографии мы выбрали те, которые пропустить уж никак нельзя.

У московской Фотобиеннале имеется свое неповторимое лицо. И это лицо — Ольга Свиблова. Директор Дома фотографии (теперь его следует называть Мультимедийным центром), которая постоянно устраивает вернисажи с сотнями снимков.

Ольга Свиблова вывозит из-за границы все лучшее, что предлагают европейские фотогалереи. В этом году главной страной экспорта станет Франция. Повод — Год Франции в России . Известный франкофил, госпожа Свиблова знает парижскую фотосцену, как свои пять пальцев. И ее там тоже отлично знают. Оттого доверяют целые музейные коллекции для московских показов. Например, французский Центр пластических искусств разместит свои раритеты в «Новом Манеже», а знаменитое агентство «Магнум» выдаст редкие снимки классиков фоторепортажа Картье-Брессона и Мартины Франк. Фотобиеннале, открывающаяся для московской публики 18 марта, покажет и молодых фотографов, пробившихся через Flickr, и мэтров глянца, и отца русского фоторепортажа. Для фестиваля заявлены три темы: «Vive la France!», «Ретроспективы» и «Перспективы». В них организаторы вместили почти полсотни выставок, поэтому официальный «месяц» главного фотосмотра растянется аж до 27 июня.

Vive la Magnum!

Фотография Анри Картье-Брессона

Как легко догадаться, Vive la France! — это еще один проект, посвященные году Франции в России. Хотя уместнее было бы переименовать в Vive la Magnum. Ведь главное, что стоит увидеть в рамках этой темы — это, конечно, работы знаменитых фотографов агентства «Магнум». Это первое агентство в мире, которое объединило репортеров с приставкой «фото». Первый среди равных в этом строю Анри Картье-Брессон, родитель жанра фоторепортажа и идейный вдохновитель Magnum Photos. Ему приписывают изобретение принципов репортажной съемки: оставаться «невидимым» в толпе, поймать эмоциональный пик, не кадрировать и не ретушировать. Каждый из 133-х кадров, созданных «глазом времени» и отобранных для Москвы выдающимся во всех отношениях куратором Робером Дельпиром, стоит того, чтобы рассматривать его с особой тщательностью.

Фотография Мартины Франк

Еще один пионер «Магнума» и по совместительству вдова Анри Картье-Брессона — фотограф Мартина Франк. Встреча со знаменитым мастером, который, к слову, был на 30 лет ее страше, превратила искусствоведа из Лувра в фоторепортера. У мужа она переняла принципы невмешательства, правда, по ритму ее работы совершенно иные — медитативно-созерцательные. К нам привезли главные серии, созданные Мартиной Франк: тибетские монахи, деревушки Ирландии, герои французской арт-сцены. В последней особый интерес представляют Шагал с Нуриевым и хроники Theatre du Soleil, официальным фотографом которого она служит с самого первого момента появления необычных циркачей.

Фотография Эллиотта Эрвитта

Еще одна экспозиция «Магнума» — фотоработы знаменитого американского фотографа русского происхождения Эллиотта Эрвитта, известного своими ироничными черно-белыми снимками. Для Москвы — эта экспозиция «кот в мешке». Но Ольге Свибловой он нравится, а значит понравится и нам.

Через Flickr в мэтры


Фотография Каролин Шевалье

Как известно, в фотоискусстве очень важен баланс. Устроители Фотобиеннале, уравновесили патриархов новыми именами. Свежий взгляд объединили в тему с говорящем названием «Перспективы». Выставлять молодых будут в модном пространстве «Проекта Fabrika». С 22 марта по 25 апреля в трех залах разместят шесть выставок. Одна из самых интригующих экспозиций — выставка молодых французов, которые нашли своего зрителя в интернет-банке Flickr. Всего их четверо, и работают они в разных манерах. Например, Каролин Шевалье предпочитает снимать юных барышень, иногда обнаженных. Все они немного встревоженные, неестественно бледные и безумно трогательные.

Фотография Оливье Метцгер

А вот Оливье Мирге женщины «по боку». Нет, он, конечно, не против запечатлеть прекрасны пол, но только если он замешен в какой-либо остросоциальной и политической тематике. В 2003-м он даже стал лауреатом премии World Press Photo за серию, посвященную тоталитарной Северной Корее. В Оливье Мецгере легко заподозрить мизантропа или любителя ужастиков. Все своих кадры он сделал во время одиноких городских прогулок. Правда, среди бередящих кровь сюжетов попадаются и юмористические. Иоанн Гозар тоже не равнодушен к ночной жизни города, но и светлым временем суток он не брезгует. В проекте снимки, созданные при помощи очень длинной выдержки, в результате в кадр наравне с ночным сумраком попадают и первые солнечные лучи.

Фотография Оливье Мирге

Помимо французов, на «Фабрике» можно увидеть и наше светлое фотографическое будущее. Одна из надежд — профессиональный кинооператор из ВГИКа Наташа Павловская. Девушка отправилась в путешествие по Донецкой и Луганской областям и привезла оттуда серию «Missing Space. Донбасс». На кадрах видно, что сейчас там творится, в том числе и в знаменитом Донецком бассейне, который в СССР был самой большой территории советской добычи. Выставки Ивана Михайлова из Чебоксар, Марго Овчаренко из Краснодара и Наташи Ждановой из Петербурга посвящены одиночеству и городу. Все три достойны внимания.

Самое главное

Фотография Паоло Роверси

На нынешней Фотобиеннале, впрочем, как и на предыдущих, широко представлены классики жанра. Такая «Ретроспектива» в нынешнем году, что ретроспективнее и не придумаешь.

Во-первых, кумиры издателей, арт-директоров и фотомоделей: Питер Линдберг и Паоло Роверси. Вопреки всем законам шоу-бизнеса эти классики фэшн-съемки спокойно уживаются в Париже, где у каждого мастерская. Они тепло отзываются друг о друге и (как мы увидим в Москве) не возражают против вернисажей на одной площадке. Хотя возможностей столкнуться лбами у них было предостаточно.

Фотография Питера Линдберга

Оба почти ровесники (65-летний Линдберг старше коллеги на 3 года), приехали в Париж одновременно (в начале 70-х), оба сотрудничали с одними журналами (конечно, Vogue и Harper’s Bazaar). Наконец, оба в 1980-е открыли «эпоху супермоделей» — то есть вывели героинь своих снимков (ту же Линду Евангелисту) в ранг примадонн. Вместе с тем разность подходов и стилей помогли им поделить парижский пьедестал.

Линдберг всегда оставался адептом черно-белой фотографии — туманностей, индустриальных деталей, размытых фигур, меланхоличных видов. Он страстный поклонник старого кино и фильмов Вима Вендерса и Джима Джармуша. Модели для него — часть драматического пейзажа. Даже когда его камера вплотную приближается к модели (наплывает на лицо Клаудии Шиффер или Умы Турман), она словно иллюстрирует строчки Земфиры: «Я помню все твои трещинки». Иными словами, Линдберг — это немецкий экспрессионист.

Фотография Питера Линдберга

Роверси — итальянец, боготворящий тело. Не случайно его самый знаменитый альбом — Nudi — это как раз потрясающие ню. И самой сексуальной частью тела он (что слишком явно видно по его снимкам) считает глаза. Паоло работает с моделями, как ренессансный живописец: просчитывает каждый сантиметр света и тени, поворот головы, взгляд и жест. Он до сих пор снимает полароидным широко­угольником — словно пишет монументальное полотно.

Впрочем, одно общее свойство двух мэтров всякий раз прочитывается в их «секретах мастерства». «Стиль снимков идет от твоей экспрессии и того понимания красоты, что ты сам в них вкладываешь», — говорит Роверси. «Камера должна быть четко закреплена, но твой ум и чувства должны быть всегда подвижны», — вторит Линдберг.

Фотография Сары Мун

Еще одно порождение высшего модного общества — Сара Мун, звезда французской арт-сцены, считалась успешной моделью и сначала прославилась умением подавать моделей: ее фото 1972 года для календаря «Пирелли» (размытые снимки на тему парижских борделей) и поныне считаются образцом эротики ХХ века. Однако Сара счастлива, что «соскочила» с подиума. Это дало ей возможность пустить вскачь своих коней воображения. Никаких заказов и клиентских установок. Сегодня мадам Мун показывает исключительно арт-проекты. Берет известные истории («Синяя Борода» или «Русалочка») и создает по их мотивам странные сюрреалистические видения. Она пытается придать фотографии трехмерность: не в смысле 3D-измерений, а в смысле наполненности запахами, звуками, воспоминаниями. Потому работы Мун выглядят подобием странного сна. Если вы до сих пор считаете, что любимец нашей ресторанно-клубной элиты Владимир Клавихо — это предел мечтаний, взгляните на картины Мун. Тогда поймете, откуда пошли наши фотоживописцы.

В Москву привозят новый проект художницы «Роббер Дельпир. Человек, показывающий картинки». Секреты выставки не раскрываются. Известно только, кому она посвящена — Дельпиру, тому самому что везет к нам Анри Картье-Брессона. Кстати, он же носит титул «самого фотографического книгоиздателя». В общем, товарищ во всех отношениях — самый самый. Для Франции это человек такого же уровня, как Ольга Свиблова для Москвы. Законодатель мод в фотоискусстве. Что в итоге выйдет у Сары Мун — едва ли не главная интрига Биеннале.

Фотография Ханса Хаммарскольда

Во -вторых , шведское фотографическое все — выставка «Десять фотографов». В Государственном музее современного искусства Российской академии художеств можно посмотреть работы всех участников знаменитой группы, которая отметит в этом году свое 50-летие. В Швеции этот коллектив, многие участники которого уже умерли, стал легендарной.

Фотография Аркадия Шайхета

В-третьих, две очень важные ретроспективы отечественных фотографов. Главного классика советской фотографии Аркадия Шайхета можно увидеть в Галерее искусств Зураба Церетели. С 29 марта марта откроется выставка одного из основоположников советского фоторепортажа: первые свои фотографии недавний слесарь опубликовал в «Рабочей газете» в 1924 году и уже через три года на него свалилась слава лучшего из лучших .

Фотография Андрей Безукладников

Славное прошлое отечественной фотографии дополнит не менее славное настоящее. Точнее, многославный современными искусствоведами — Андрей Безукладников. Его «Прозрачное время» уже видели в Перми и те кто видел, константировал, что увидеть проект просто необходимо. На снимках Андрей Безукладников умудрился запечатлеть само течение времени. Нормальные постсоветские люди в постсоветских интерьерах, которые вот-вот исчезнут. Что-то щемящие в области ребер посетителям гарантировано.

Русско-французский десерт

Фотография Дмитрия Зверева

Город, овеянный любовными и артистическими легендами — главный персонаж выставки «Москва—Париж». Она и станет хитом смотра. Зрела эта выставка долго, и какие-то ее части (например, снимки Игоря Мухина) уже показывались широкой публике. Суть затеи в следующем: два фотодесанта высаживались в двух городах. В Париже — русский, в Москве — французский. Выбирались актуальные (по преимуществу молодые) мастера. Никаких ограничений или наказов им не давалось. Снимай, что пожелаешь, но передай дух и образ места. Если вы вдруг и увидите здесь Эйфелеву башню, но явно не в открыточном варианте. То же самое с Красной площадью. Трудно представить, чтобы такие модернисты, как Люк Бегли, обожающий современную архитектуру, или Тибо Кюиссе, снимающий поля и луга, побежали бы на Арбат за ушанками и балалайками. Не меньше амбиций у Владимира Мишукова, Юлии Бычковой или Дмитрия Зверева — они не размениваются на туристские фотоальбомы. В общем, нас ждет немало открытий о Европе и о самих себе.