В здании Третьяковки на Крымском Валу открылась выставка Александра Дейнеки. Настоятельно рекомендуем ее всем, кто хочет увидеть мастера мирового масштаба.
Александру Дейнеке суждено было стать идеальным художником советской России. С юности им владели две страсти: революция и изобразительное искусство. Всю он жизнь продвигал идеи о победе коммунизма и воссоединении мирового пролетариата. Однако представлять Дейнеку только классиком плакатного соцреализма было бы непростительным упрощением. Он гораздо тоньше — этот изобретатель нового стиля, романтик и гигантоман, автор камерных пейзажей и батальных сцен. В чем легко можно убедиться в Третьяковке, на выставке, которую знающие люди ждали десятилетия.
Дейнека родился в 1899 году в Курске в семье железнодорожника. И в
1918-м уже неустанно оформлял агитпоезда и революционные спектакли. Как сам он позже признавался, «насаждал на курских ухабах яркий кубизм». А в 20 с небольшим Дейнека стал уполномоченным в учреждении с ужасающим названием Губнаробраз. Чтобы молодой художник еще качественнее двигал новое искусство в массы, в 1921 году его направляют на обучение в московский ВХУТЕМАС. Переполненный энтузиазмом, в этот период он стремится запечатлеть идеальный человеческий образ — советского труженика. Здоровый, широкоплечий парень с мощными ручищами, Дейнека сам скорее напоминал шахтера, чем художника. Наверное, поэтому ему с такой легкостью позировали рабочие фабрик и заводов: чувствовали в нем своего. На картинах Дейнеки словно весь мир ринулся в погоню за великой мечтой. Нужно нестись очертя голову, иначе мечта улетит, и не воротишь. Потому-то художник так вдохновенно пишет бегущих на лыжах («Лыжники», 1926), бегущих на коньках («Коньки», 1927) да и просто бегущих («Кросс», 1932).
В
30-е годы коллективная движущая сила отходит на задний план. Дейнеку теперь больше впечатляют отдельные личности. Это период влюбленностей и любовей, неслучайно именно в
30-е Дейнека сделал так много графических и живописных работ с обнаженными девушками. Его модели — молодые, сильные, загорелые. Такие женщины готовы и стоять у станка, и рожать детей. А если понадобится, то и взять в руки винтовку. О том, какие отношения связывали Дейнеку со всеми этими дочерьми нового века, нельзя сказать определенно. Многих интересовало, что за юная прелестница изображена в пропитанной солнцем картине «На балконе» (1931). Яркий летний день, белое полотенце сушится на железных перилах балкона, обнаженная загорелая девушка, излучающая молодость и счастье. Эта работа, с ее невероятной чувственностью и скрытым эротизмом, вызывала самые разные домыслы у современников. Но на все вопросы Дейнека либо хитро улыбался, либо отшучивался. Художник не любил посвящать посторонних в свои любовные дела.
Даже портреты Серафимы Ивановны Лычевой — музы и первой жены, в чьем облике Дейнека выразил «идеал женщины эпохи социализма», он всегда подписывал лишь инициалами «С.Л.И.». Или совсем абстрактно, вроде «Девушка с книгой». А свою вторую жену (и единственную официальную) Елену Павловну Волкову-Дейнеку вообще не рисовал. Моложе мужа на 22 года, она легкомысленно отнекивалась на все просьбы поработать натурой — куда торопиться, вся жизнь впереди. Многие женские портреты Дейнеки, как, например, «Юный конструктор» (1966), просто не имели реального прототипа. И когда на выставках к художнику подходили пылкие юноши с просьбой познакомить с этой красивой и уверенной в себе девушкой, Дейнека, посмеиваясь, объяснял, что знакомить, собственно, не с кем. Ведь он нарисовал женщину-мечту.
Самым мрачным периодом для Дейнеки стали
40-е. Художник едет на фронт и создает серию страшных мистических рисунков с бродящими скелетами и ангелами, летающими над телами погибших в сражениях. По отношении к врагу он старается быть объективным. В картине «Сбитый ас» (1943), где немецкий летчик падает на противотанковые ежи, нет ни насмешки, ни издевки — враг, хоть он силен и страшен, будет разбит, возмездие неизбежно.
В 50-60-е Дейнека так же активен, как в молодости. Он украшает своими мозаичными утопиями станции московского метрополитена и фасады зданий, преподает в Суриковке и в МАРХИ, создает множество живописных, графических и скульптурных работ. Но в отличие от картин 20-30-х годов, во всех этих спортсменах и спортсменках, босоногих мальчишках, пышногрудых красавицах и суровых рабочих уже не ощущается прежней невероятной жизнеутверждающей энергии. То ли творческих сил стало недоставать, то ли советская действительность начала разочаровывать. Об этом можно лишь догадываться. И все-таки оптимистическое восприятие мира Александр Дейнека сохранил на всю жизнь. Поэтому на выставке в Третьяковской галерее будет так много светлых, солнечных, радостных работ, воплощающих великую и так и не сбывшуюся мечту.