В прежние времена ученые описывали Якутию как совершенно не пригодную «для размножения в ней народа». Но в вечной мерзлоте находят не только туши мамонтов, но и памятники древнего искусства. Традиционные формы народного творчества просуществовали без особых изменений тысячи лет, и раздел современного прикладного искусства Якутии – лучшее тому подтверждение: меховые мозаики, вышивки, образцы гравировки и чернения по серебру, резьбы по дереву и бересте, плетения из конского волоса. Особая гордость музея – коллекция резной кости: декоративные кубки и пластины, анималистика, ножи, трубки и даже письменные приборы из бивня мамонта.
Однако основное удовольствие от хождения по выставкам
провинциальных музеев вовсе не в
ознакомлении с прелестями народных промыслов. Волей Министерства культуры СССР
по отдаленным районам страны были «распределены» памятники старины, не имеющие
аналогов в коллекциях столичных музеев. Собрание Якутского музея неодно-
кратно пополнялось за счет поступлений из фондов ведущих музеев страны. Так за
Полярным кругом оказались картины И. Левитана, В. Поленова, К. Коровина, В. Тропинина, В. Маковского из Третьяковской галереи. Музей
Востока передал коллекцию мелкой пластики, перегородчатых эмалей, фарфора и
живописи на свитках, созданных мастерами Японии,
Тибета, Китая и Монголии.
Да и современная живопись Якутии – тоже предмет, достойный внимания ценителей искусства. Архаичное мировоззрение в сочетании с академической школой живописи и рисунка дают весьма неожиданные результаты.
Государственная
Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 12.
5 ноября – 1 декабря