Мы расспросили известного фотографа о том, как создаются знаковые кадры.
Работы Игоря Мухина можно увидеть сразу на двух площадках. На выставке «Москва — Париж» в ММСИ — его фирменные портреты, в Новой галерее «Меглинская» на «Винзаводе» — эстетский проект «Огород».
Мухин 20 лет снимает людей. Серия «Огород» – совершенно неизвестный публике Мухин: эти работы ни разу не выставлялись.
Вы запечатлели поколение 90-х, вывели особых «мухинских персонажей». И вдруг – огурцы. Пейзажи-натюрморты – желание показать, что вы не репортер, а художник?
«Огород» – это старые снимки, еще 1997 года. Как раз в то же время делались и репортажные серии. Просто так получается, что работаешь сразу над несколькими проектами. Потом какие-то вылетают, а какие-то неожиданно получают вторую жизнь. Для меня было удивительно и то, что это серия понравилась Андрею Ерофееву, тогдашнему куратору современного искусства в Третьяковке. А он ведь предпочитал остросоциальные темы.
Галерея «Меглинская» говорит о какой-то «уникальной печати».
Это авторская серебряная печать. Как печатали столетие назад. Галерея – место коммерческое, им нужно продать уникальные снимки. В этом, собственно, и есть эксклюзивность.
Фотография – вещь спонтанная. Но вы однажды сказали, что выбор места съемки определяет будущий образ. Сейчас у вас преобладает спонтанность или предсказуемость в работе?
Трудно сказать. Вот, например, 31 марта я снимал марши оппозиции. Понятно, что проходят они каждый год в один и тот же день. И тут вроде бы все предсказуемо. Но никто же не знает, какая будет погода: солнце, дождь или снег. Притом фотография уже более столетия остается светописью. Было солнечное марево – отлично. Но какой ракурс взять, какое освещение выбрать?
Насколько меняется типаж людей на всех этих митингах и шествиях? Вообще как меняются ваши герои?
Я сам поражен. Двадцать лет назад мне казалось, что уходит целое поколение со своим антуражем. Я мысленно с ним прощался. И вдруг сейчас они откуда-то появились вновь. Вплоть до того, что те же самые шапочки на дамах лет сорока. Мистика какая-то.
Расскажите о своем Париже.
Это тоже старая серия. Заказная – тогда Ольга Свиблова отправила в Париж около 60 российских фотографов. Из них только шестеро смогли интересно и внятно высказаться.
Думаю, вам не раз говорили, что ваш Париж – слишком «мухинский». Без туристического восхищения...
Настроение там не туристское. Лица жестче. Такая европейская закрытость. В Лондоне сейчас вообще нельзя людей снимать – сразу полиция подбегает.
Есть у вас один потрясающий парижский портрет – эдакий декадент на авто, богемный персонаж из начала ХХ века (фото слева). Где вы его нашли?
Возвращался откуда-то в четыре часа ночи. Увидел группу арабов – явно криминальная компания. По идее, надо было срочно бежать. И вдруг среди них такой вот персонаж в рубашке. Я подошел, попросил сфотографировать, и он начал позировать. Получилось эстетское фото, хотя в реальности все было наоборот.
Игорь Мухин когда-то работал техником по отоплению и дворником. В 24 года начал сотрудничать с журналами как независимый фотограф. С 1987-го его персональные выставки регулярно проводятся в России и за рубежом. В 1994-м он получает Госпремию РФ «Человек искусства», в 1999-м – премию Мэрии Парижа.
«Москва – Париж» / до 25 апреля / Московский музей современного искусства / Ермолаевский пер., 17 / 694-66-60
«Огород» / до 20 мая / галерея «Меглинская» на «Винзаводе» / 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6 / 956-94-98
Игорь Мухин: «В Лондоне невозможно людей снимать – тут же полиция подбегает»
Мы расспросили известного фотографа о том, как создаются знаковые кадры.