В ХХ веке цветными карандашами было создано немало настоящих шедевров. Экспозиция, открывающая новый сезон галереи «Ковчег», знакомит с некоторыми из них. Самый ранний на выставке рисунок Чеслава Стефанского выполнен в 1913 году, задолго до того, как его автор прославился своим участием в группе «Тринадцать». Рядом расположились пейзажи Ольги Бари – в карандашных рисунках воспитанницы Леонида Пастернака чувствуется безмятежный настрой Серебряного века.
Помимо многочисленных пейзажей на выставке нашли место и другие жанры: портреты Вениамина Эйгеса и Ирины Коровай, обнаженные модели Владимира Сальникова, натюрморт Владимира Яковлева. Нина Котел выставила множество мимолетных зарисовок облаков. На ее листах нет земли, построек или небесных светил; о погоде или времени суток автор предлагает догадываться по цветовой гамме, окрашивающей бока увековеченных «вечных странников».
Карандаши – в прямом смысле легковесный материал, и художники всегда брали их в поездки. В предвоенные годы Никита Фаворский работал ими в Горьком, в 60-е Александр Лабас путешествовал с ними по Подмосковью, Александра Билль в 70 – 80-е исколесила с карандашами пол-Европы. А молодой московский художник Павел Шевелев год назад добрался с альбомом и набором карандашей до Нью-Йорка.
В ХХ веке человечество изобрело восковые мелки, потом фломастеры и цветные шариковые ручки, не говоря уж о графических программах для компьютера. И некоторые рисовальщики сошли с дистанции... Однако выставка доказывает: рисунок цветными карандашами по-прежнему скорее жив, чем наоборот.
«Цветными карандашами». «Спор-
тивная»; вход со стороны ул. 10-летия Октября. Проект
галереи «Ковчег» в помещении Делового центра. Ул. Усачева, 62,
стр. 1. 977-00-44. До 13 декабря