В начале ХХ века в столицу Франции стремился всякий уважающий себя живописец. Русские художники не были исключением. «До войны Париж был в искусстве той же Антантой. Париж приказывал, Париж выдвигал, Париж прекращал. Так и называлось: парижская мода», – писал Владимир Маяковский.
В российских частных собраниях – а именно их по традиции представляет галерея «Новый Эрмитаж» – хранится немало превосходных вещей с изображениями Парижа 1900-х годов. Например, маленькие акварели Александра Шевченко (1883 – 1948), впоследствии участника знаменитых выставок «Ослиный хвост» и «Мишень», а в 1905 году студента Строгановского училища. «В награду за примерное поведение и из боязни разлагающего воздействия митингов» талантливого студента в дни первой русской революции отправили во Францию. В Париже он познакомился с уже известными тогда Александром Бенуа и Дмитрием Митрохиным, побывал на первых выставках импрессионистов и много работал с натуры. В акварелях размером с почтовый конверт Шевченко запечатлел аллеи, мосты, праздную вечернюю толпу на городской площади. Ночной Париж любили писать также Константин Коровин и Давид Штеренберг, чьи работы также представлены на выставке. Среди других повторяющихся сюжетов – уличная толпа, кабаре, кафе и карусели, витрины и набережные. Словом, все то, с чем ассоциируется образ Парижа и в наши дни.
«Русские в Париже». «Новый Эрмитаж». «Пушкинская», «Тверская», Спиридоновка, 4, стр. 1. 290-13-84. До 15 декабря