До сих пор никому не известно, было ли посещение Никитой Хрущевым вернисажа в Манеже экспромтом или запланированной провокацией его окружения. Гнев главы государства вызвали многие экспонаты. У Юло Соостера, представившего картину «Лунные можжевельники», он осведомился, бывал ли художник на Луне. Обругал автопортрет Бориса Жутовского, работы Владимира Янкилевского и Юрия Соболева. Даже «Геологи» Павла Никонова и другие картины «сурового стиля», рассказывавшие о трудовых буднях страны, вызвали ярость у Хрущева и свиты. Разгромные статьи в газетах и вызовы «на ковер» заставили многих авторов в начале 60-х на время уйти в подполье. В стране возник «художественный самиздат», так называемое другое искусство. Многим художникам пришлось уехать из страны.
А ведь никто не хотел скандала. Просто в юбилейную экспозицию Московского союза художников было решено включить экспериментальные произведения молодых живописцев Жутовского, Эрнста Неизвестного, Элия Белютина и других, чьи работы появлялись только на квартирных выставках.
К сорокалетию шумного столкновения власти и искусства приурочен главный выставочный проект «Арт-Манежа 2002».