В коллекции ГМИИ находится самое значительное российское собрание гравюр Луки Лейденского. Впервые за 104 года существования музея эти работы выставлены на всеобщее обозрение. В отличие от Альбрехта Дюрера, коллеги и современника, Лука был оптимистом.

Проблемы жизни и смерти, добра и зла, возвышенного и греховного не особо занимали этого талантливого молодого человека. Композиция и техника печати интересовали художника больше, чем верность традиции и эмоциональное звучание сцен священной истории. Лука Лейденский был первым художником, который поверил в красоту окружающего мира и сумел убедить зрителей, что жизнь прекрасна.

За умение создавать увлекательные сюжеты и передавать игру света и тени современники высоко ценили его. К тому же гениальный художник создавал произведения на религиозные и мирские сюжеты, которые раньше никогда не воплощались в гравюре, отчего в сравнении с нидерландцем сдавал свои позиции даже великий Дюрер. Сценки из жизни пастушек и молочниц, а также портреты современников оказались более востребованными, нежели иллюстрированный Апокалипсис.

Мастер не дожил до 50 лет, однако в его работах житейской мудрости больше, чем в многотомной философской энциклопедии. К наследию графика обращались многие голландские художники, даже величайший уроженец Лейдена  Рембрандт. До сих пор гравюры Луки Лейденского становятся украшением любой выставки и желанной добычей коллекционеров. Именно из частных собраний дореволюционной России получены работы, находящиеся в собрании Пушкинского музея.  Вот только экспонируются они нечасто: от света бумага желтеет, а тушь  выцветает.

Так что пропустить выставку, на которой представлены 74 произведения выдающегося графика, никак нельзя. Может быть, в следующий раз шедевры гениального нидерландского гравера  выставят только через 100 лет …

«Лука Лейденский. Гравюра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». «Кропоткинская». Ул. Волхонка, 12. 203-79-98. 9 декабря – 16 февраля