Самый загадочный художник планеты — знаменитый уличный граффитист Бэнкси, лица которого до сих пор никто не видел, — снял фильм «Выход через сувенирную лавку». В российском прокате картина стартует 13 мая. «Ваш досуг» предлагает подборку самых интересных фактов о художнике.

Бэнкси. Кадр из фильма «Выход через сувенирную лавку»

Бэнкси уже не просто звезда граффити: американский журнал Time на днях включил его в сотню самых влиятельных людей планеты. С баллончиками краски он гастролирует по всему миру, повсюду оставляя свои знаменитые автографы: узнаваемых с первых же секунд крыс, ретродомохозяек и «бобби». Стены домов и подземных переходов Мельбурна, Вены, Лос-Анджелеса украшены творениями Бэнкси. Особенно много их в его родном Бристоле — городе, который считается граффити-столицей Европы.

Некоторые граффити Бэнкси помещают под стекло — для того, чтобы фанаты не расстащили дорогостоящее искусство на кусочки

Вот все, что известно о человеке, который прячется под псевдонимом Бэнкси: родился то ли в 1974-м, то ли в 1978 году, носит тишотки и кроссовки, любит пиццу, во рту — серебряный зуб, на руке — серебряное кольцо. Даже его собственные родители, как утверждает художник, понятия не имеют, кто он такой на самом деле, считая сына скромным декоратором. «На свете и так достаточно самовлюбленных идиотов, пытающихся засветить свои физиономии где только можно», — объясняет Бэнкси нежелание открываться. На самом деле есть причина прозаичнее: в случае поимки «культурному вандалу» грозит приличный срок.

Бэнкси рисует на стенах при помощи трафарета и баллончика с краской. Трафарет — потому что так работается быстрее: прежде, когда Бэнкси обходился без него, зачастую приходилось удирать от полицейских, не закончив работу.

Его излюбленные герои — крысы. Одни сжимают в лапках транспарант «Добро пожаловать в ад», другие умоляют «Люби меня». Бэнкси объясняет интерес к грызунам своей идеей-фикс «о маленьких созданиях, копошащихся под землей»: когда-нибудь они соберутся в огромную армию, выйдут на поверхность и устроят здесь апокалипсис.

Сила Бэнкси даже не столько в его таланте художника, сколько в умении быстро и главное остроумно реагировать на социальные проблемы. В бристольском зоопарке он написал над клеткой со слоном: «Хочу выйти отсюда. Очень холодно. От сторожа воняет. Скука, скука, скука». Порой его шутки шокируют. Как-то Бэнкси нарисовал портрет матери Терезы, подписав его: «Чему я научился у этой женщины? Тому, что увлажнять кожу нужно каждый день».

Крысы — излюбленные герои Бэнкси. Он считает грызунов созданиями, которые когда-нибудь выйдут из-под земли и устроят нам всем апокалипсис

В 2005 году Бэнкси разрисовал стену, которая разделяет Палестину и Израиль у западной границы реки Иордан. Одно из девяти граффити с палестинской стороны представляло собой «пролом» в стене, в который заглядывают дети, а там открывается кусочек райского пейзажа. Все время, пока Бэнкси работал, он был на мушке у солдат израильской армии. После этой акции он превратился в творца с миссией.

Работы Бэнкси очутились в музеях еще до того, как их стали покупать. В 2005 году, напялив плащ и фальшивую бороду, он проник в Лувр и повесил там свою работу маслом — желтолицую Мону Лизу. В Британском музее он тем же манером «инсталлировал» кусок «наскальной живописи» собственного изготовления — изображение пещерного человека с продуктовой тележкой. Работа провисела на стене несколько дней, прежде чем смотрители обратили на нее внимание. После чего стала постоянным экспонатом музея.

В последнее время Бэнкси все чаще обращается к холсту и бумаге. Теперь каждый может купить себе «немного Бэнкси», чтобы украсить гостиную. У него есть свой галерист в Лондоне, представляющий интересы художника на крупнейших аукционах. Личный рекорд Бэнкси — $575 тыс. за работу Space Girl And Bird. Специалисты по современному искусству утверждают, что ни на какого другого художника в истории цены не росли так быстро. То, что творится вокруг него, похоже на сумасшествие. Не так давно пара престарелых жителей Бристоля даже пыталась продать целую стену с граффити, предположительно принадлежащими Бэнкси. К росписи ценой $400 тыс. «бесплатно прилагался» полуразвалившийся викторианский особняк, на одной из стен которого она была сделана.

Фрагмент граффити на стене бристольской клиники для лечения сексуальных расстройств. Мэрия призвала горожан голосовать за судьбу картины, и 93% выступило за то, чтобы ее оставить

Фильм «Выход через сувенирную лавку» рассказывает историю о том, как некий буржуа, владелец магазина подарков, снимает любительское видео обо всем, что происходит вокруг. Однажды он увлекается граффити и начинает искать таинственного Бэнкси. Интересно, что роль киношного Бэнкси исполнил Бэнкси реальный. Правда, лица художника мы все равно не увидим: на экране Бэнкси предстает либо в капюшоне, либо в тени. Фильм участвовал в Берлинале-2010.