Время расцвета живописного дара Валерия Каптерева (1900 – 1981) совпало с советской эпохой. Хотя воспевал он вовсе не ее. Как многие живописцы и графики его поколения, художник стремился избавиться от пресса государственной идеологии. В его живописи не случайно возникали античные, архаические мотивы, переплетенные с современностью: «Жизнь человека», «Читая античных авторов (Ветка маслины)», «Креветки, играющие в мяч»...

В большинстве этих работ, написанных уже после исключения в 1952-м году их автора из Союза художников «за формализм», Каптерев создавал свой собственный мир, убедительный и самодостаточный. Отсюда и любовь живописца к вневременной романтике Востока, «вечным» сюжетам, запечатлеваемым маслом на небольших грунтованных картонках.

Ученик Александра Шевченко в легендарном ВХУТЕМАСе, а позднее один из создателей «Цеха живописцев» и участник выставок общества «Бытие», в молодые годы Каптерев немало путешествовал. Ему довелось побывать на Памире и в Сибири, в Казахстане и Туркмении.

Там создавались самые ранние из известных сегодня живописных этюдов, включенные в экспозицию. Первая и единственная при жизни выставка работ Валерия Каптерева состоялась в 1943 году в Алма-Ате. Но интерес к творчеству мастера, честно прожившего свою жизнь в советском искусстве, в последнее время растет. Работы художника уже есть в Третьяковской галерее и в коллекции графики ГМИИ имени А.С. Пушкина.

«Мир Валерия Каптерева». Музей-квартира И.Д. Сытина. Тверская ул., 12, кв. 274. 229-44-97. До 20 января