В Центре современного культуры «Гараж» открывается роскошная выставка «Пир Трималхиона». В прошлом году эта ода гламуру прогремела на Венецианской биеннале.
На самом деле райский остров был создан практически в центре Москвы, в кинопавильоне на Донской улице. За 12 смен, каждая из которых продолжалась по 12–15 часов, было отснято 70 000 кадров. Технология монтажа напоминает старую добрую анимацию, когда каждый кадр снимается и вклеивается отдельно. Сделано это было для того, чтобы получить плавный замедленный эффект. Среди участников «Пира» немало людей известных: манекенщик Данила Поляков, художница Анна Броше, актер Андрей Руденский, йог Мухтар Гусынгаджиев и даже легендарная звезда 60-х Светлана Светличная.
Авторы видеокартины «Пир Трималхиона» – группа AES + F (Арзама- сова, Евзович, Святский + Фридкес) – любят эффектные и скандальные сюжеты. Но несмотря на блеск и эпатаж – основные составляющие их работ, – художникам не откажешь в интуиции и чувстве времени. Задолго до 11 сентября они представили «Исламский проект», где показали новый ландшафт Манхэттена: обугленные небоскребы, минареты и статуя Свободы в парандже. Впрочем, тогда, в 1996-м, мало кто обратил внимание на столь устрашающие прогнозы. Зато после трагедии Всемирного торгового центра о «прорицателях» заговорили. Сегодня AES + F – одна из самых коммерчески успешных арт-групп. О них знают на Западе: в 2007 году AES + F представляли Россию на Венецианской биеннале, а два года спустя там же, в Венеции, прогремели «Пиром Трималхиона» в параллельной программе. Ценят их и у нас, о чем свидетельствует ретроспектива в Русском музее несколько лет назад.
Видеоинсталляция, которую покажут в «Гараже», обыгрывает один из главных сюжетов о вреде излишеств. В первоисточнике, «Сатириконе» Петрония, Трималхион – богатый рабовладелец, который живет в праздности и роскоши. У AES + F Трималхион – грандиозный отель, где все дозволено и все включено. По конвейерам движутся бесчисленные чемоданы, по морю ползут фешенебельные лайнеры, вереницы блестящих автобусов рассекают дюны – праздная публика стекается на мифический остров. Господа отдыхающие – это «белая каста», представители «Золотого миллиарда», которым суждено выжить в аду социальной катастрофы, когда земля не сможет прокормить всех ее населяющих. Это элитная прослойка, которую представляют истеблишмент, богема, светские бездельники. «Черная каста» – молодые рабы (азиаты, латиносы и африканцы) – почти раздеты, если не считать за одежду отдельные элементы национальных костюмов. Слуги Трималхиона обязаны выполнять любую прихоть гостя, будь то подача напитков или оказание сексуальных услуг. Нам демонстрируют все удовольствия земного рая: трапезы, массаж, гольф, серфинг и... групповые оргии. Впрочем, все эти излишества показаны настолько целомудренно, что не всегда понятно, где здесь гольф, а где сложносочиненная эротическая конфигурация.
Картины воссоздают эстетику античных фресок, в которые впрыснули лошадиную дозу русифицированного гламура. Cоздается впе- чатление, будто листаешь страницы какого-нибудь древнегреческого Vogue. Кстати, «гламурные» интонации в творчество AES привнес Владимир Фридкес – профессионал глянцевой съемки, который до сотрудничества с арт-группой работал с глянцевыми журналами.
Центральным объектом грядущей экспозиции станет 9-канальная видеоинсталляция «Пир Трималхиона». Кроме того, покажут серию цифровых картин группы AES + F. Символично, что произведение такой тематики демонстрируется в «Гараже» – истинном оплоте олигарха- та, чьи владельцы при любом раскладе окажутся в числе «Золотого миллиарда». Ну а всем тем, кому не суждено оказаться в когорте избранных, можно хоть одним глазком посмотреть.
Фото 1: Инсталляция кажется рефлексией на тему экономического кризиса. Однако художникипридумали этот сюжет на несколько лет раньше.
Фото 2: Пластичностью и замедленностью движений «Пир Трималхиона» напоминает балет