Выставка «Горячее дыхание планеты. Вулканы и ледники» Льва Грановского открывает труднодоступные горизонты.

Московский дом фотографии на площадке выставочного зала Манеж (нижний этаж) представляет выставку, посвященную самым потаенным, прекрасным — и одновременно ужасающим уголкам планеты.

Хотя жителям больших городов кажется, что мир вокруг техногенен, скучен и полон железобетона, путешественники и ученые знают, что неисследованных диких уголков на земле еще огромное количество. Особенно удачно выходит, если путешественник соединяет в одном лице тягу к странствиям и научные знания. Тогда впечатления от вояжа преломляются через академическое понимание сути вещей, и лишаются поверхностности, свойственной обычным туристическим фотографиям.

Именно таков автор выставки, открывшейся 1 июля 2010 года в Манеже — Лев Грановский, геолог и руководитель лаборатории локальных методов исследования вещества МГУ. Объездив немало уголков планеты и как исследователь, и как путешественник-горнолыжник, через некоторое время он ощутил неудовлетворенность тем, что могла предложить ему любительская фотография. Запечатлеть хотелось гораздо больше! Да и то, что удавалось снять секундным кадром, было «неправдой» — камера не успевала ухватить те явления, которые, как знал Грановский, разворачивались на самом деле. Целостная картина природных процессов и личных впечатлений не выходила.

Но на дворе, к счастью, уже XXI век, и исследователю не пришлось томиться, подобно ученым начала XIX века, которым приходилось довольствоваться карандашными набросками и акварелями. Грановский взял на вооружение цифровую фотокамеру и, вдобавок, с присущим ему перфекционизмом стал создавать один-единственный кадр из нескольких десятков снимков одного явления, отбирая лучшие фрагменты.

Например, Грановский снимает вулкан с одной и той же точки, но наводя на резкость ближний, средний и задний планы (то есть разделяя цель по глубине). Другой метод — съемка с интервалами по времени: ведь если соединить в одном изображении несколько поочередно забивших гейзеров, картина окажется более полной и именно такой, какой она запомнилась бы тому, кто видел долину горячих источников в реальности.
Таким образом, его снимки — это уже не случайный кадр, а серьезный научный документ, созданный на основе анализа и наделенный при этом и художественными достоинствами.



Уже четыре года он посещает «горящие точки» Земли, отдаваясь своему увлечению. Показательно, что Грановский был единственным фотографом, добившимся в этом году у властей Исландии разрешения на вертолетную съемку пресловутого вулкана Эйяфьядлайёкудль. Эти уникальные фотографии вулкана за день до извержения можно увидеть в Манеже.

Пространство выставки поделено на три тематические зоны — Камчатка, Гавайи и Исландия, а большой формат печати  позволяет буквально всем телом почувствовать тепло и холод, идущие от фотографий. Снимки оформлены в уникальной авторской технике —  залиты в специальный твердый пластик (XL-пластификация). Эта весьма дорогостоящая техника печати, которая заставляет поверхность глянцево блестеть, а зрителей  — постоянно напоминать себе о том, что они на фотовыставке, а не выглядывают через свежевымытые окна на пейзажи первозданного Мордора, безо всяких следов существования человека на земле.